К старой мельнице. 11 ноября 2007 г.
Протяжённость ~320 км. Время – 7,5 часов.
Маршрут: Зеленодольск – Волжск – объездная трасса – Помары – Ст.Параты – Петьял – Ниж.Азьял – Верхний Азьял – Петьял – Сотнур – Шарибоксат – Сотнур – Чодроял – Кр.Стекловар – Кульбаш – Коркатово – Морки – Ст.Мазиково – Нуж-Ключ – Досметкино – Осиново – Пертылга – Тат.Чодраял – Чепаково – Токпердино – Березово – Кунгер – Ниж.Шаши – Дусюм – Кубян – Бол.Атня – Алат – Дубьязы – Суксу – Айбаш – Мемдель – Бол.Кульбаш – Бол.Ключи – Зеленодольск
Состав: Isuzu Pickup
Как-то собрались мы, три любителя-краеведа, за чаем. Ведём разговоры. Вдруг один задаёт вопрос: «Вот вы, ребята, много где были, много чего видели. А вот скажите, где-нибудь деревянные ветряные мельницы есть? Много же их когда-то в нашем краю было».
Хм… Этот вопрос поставил нас с Михаилом Тихоновым (турист-пешеходник из Казани) в тупик. «Ну, если только в Козьмодемьянске, в музее деревянной архитектуры», - припомнил Михаил. «Ну, в музее не интересно. Хочется вживую глянуть».
Этот разговор забылся почти сразу. Наступали ноябрьские длинные выходные, и я рылся в Интернете в поисках интересного маршрута (чтобы «без фанатизму»). На одном форуме обнаружил описание похода, в котором упоминалось, что в районе Каменной Горы у деревни Мокруша стоит ветряная мельница. Лопасти у неё сняты и лежат рядом. В целости и все механизмы. На праздники поехать никуда не удалось, и я довольствовался изучением листа карты того района. Странно, но значка мельницы на нём не было. Потом, изучая другие листы Марийки и Татарстана, случайно натыкаюсь сначала на один значок, потом на другой. Дальше сканирование карт пошло целенаправленно, и вскоре мельниц (вернее, мест, где они когда-то были) перевалило за четыре десятка.
Звоню зачинщику-постановщику вопроса с предложением съездить в воскресенье на поиски. Тот с радостью соглашается. В субботу накидываю кольцевой план-максимум и предлагаю Константину Болдышеву присоединиться. Он занят и отказывается, но вселяет надежду тем, что сами мельницы он где-то видел. Вечером звонит напарник и говорит, что у него, к сожалению, планы поменялись. Весь вечер прозваниваю друзей, но никто ехать не может. Решаю, что утро вечера мудренее.
Утро, 11 ноября 2007 г. Пробивается солнце, в воздухе - лёгкий морозец. Стартёр за неделю замёрз и забыл свои обязанности, но с третьей попытки память у него возвратилась.
По делам заезжаю в соседний Волжск. Город удручающе неряшлив. Разбитый асфальт, облупленные фасады соседствуют с игровыми заведениями с иллюминацией. Теперь здесь марийский «Лас-Вегас».
Из Волжска выезжаю в 11 часов. Хм… 11.11 в 11 часов : ) В Помарах сворачиваю на Приволжский, и мой путь лежит до Петьял. Вот теперь замечаю церковь, что стоит у подножия горы: летом из-за листвы заметить её было трудновато.
По карте первые две мельницы на моем маршруте были у Верхнего Азьяла. Сворачиваю направо. Дорога проходит через мост речки Курша и поднимается на холм. Проезжаю Нижний Азьял и через несколько минут попадаю в нужную деревню. Покрутившись по центральным улицам выезжаю на околицу с северо-восточной стороны. Впереди – поле. Умяв колёсами первый снежок, подъезжаю на место, где когда-то стояла мельница. Никаких следов от неё не осталось. Разворачиваюсь и заезжаю опять на околицу. Рядом с домом шофер копается в двигателе молоковоза. Спрашиваю у него, когда мельница исчезла. «Лет десять-пятнадцать назад разобрали». «А другая?», - машу рукой в направлении второй. «Тоже уже давно нет», - отвечает. Так как темнеет в это время года рано, следы другой мельницы, которая когда-то стояла на выезде из деревни с юго-запада, искать не стал и продолжил маршрут. Кстати, на следующий день в многотомнике «История сел и деревень Республики Марий Эл» нашел упоминание о том, что мельница сгорела вместе с конюшней в 1950-х годах. Видимо, вот эта, вторая.
Далее на маршруте – Кульбаш, но сначала проведываю озеро Морской глаз. У берегов не видно ни одной льдинки.
В разговоре с родственником, бывшим шофёром, недавно узнал, что построен объезд крутого, по бетонным плитам, спуска в селе Нур-Шари. Решаю проехать по нему. Съезд на объезд начинается у Чодрояла, и к дороге на Красный Стекловар идет хороший асфальт. Но крюк получился длиной в 5 км. Из головы совсем вылетают мельницы в Янга-Куле и Каракуле, что у Чодрояла, но возвращаться уже поздно.
Проезжая мост через Кужерку в Стекловаре, вспоминается песчаный пляж у завода на берегу пруда, тридцатиградусное лето и мокрая «Ока» Болдышева : )
В Кульбаше пришлось покрутиться среди сельскохозяйственных построек, но ничего, напоминающего классическую мельницу, не находится. Вдруг в проломе одного из одноэтажных бревенчатых строений мелькнуло что-то круглое. Вылезаю из машины. Рядом со строением валяются жернова. Заглядываю в пролом – там всё разрушено, лежит один жернов, на стене – электрощиток. Видимо, саму мельницу «укоротили». Может, после зерно перемалывалось уже посредством электричества, но это всё только догадки.
Ухожу через Коркатово на трассу в Морки. После поселка Новое начинается новая для меня дорога – до этого уходили налево, в сторону Ронги.
Морки встречают плакатом «Городское поселение». У объездной – АЗС. Заезжаю, чтобы указатель топлива не действовал в дальнейшем на нервы. Литр «92»-го на сорок копеек дороже. чем у «нас».
Недалеко перед (какое выражение : ) ) Фадейкино сворачиваю на Старое Мазиково. Два километра хорошего асфальта - и появляется большое селение, расположенное на склоне долины Илети. А справа от дороги возвышается… мельница. Сначала я не поверил своим глазам, проехал мимо, развернулся на конечном пятачке асфальта. Действительно, мельница. Сохранилась неплохо, особенно внутри. Лежит жернов, к стене прислонен другой. Наверх идёт приводной деревянный вал. По лестнице поднимаюсь на второй ярус. А вот выше лестницы нет. Видимо, убрали, чтобы кто-то голову не свернул. В проёме потолка третьего яруса просматриваются деревянные редукторные колёса от вала ветряных лопастей. Спускаюсь вниз, обхожу мельницу с другой стороны. Лопастей нет, из крыши одиноко торчит толстый вал… Судя по положению, преобладающее направление ветра здесь северное - северо-восточное. В вышесказанных «Историях сел и деревень…» упоминается в Старом Мазиково, кстати, две мельницы…
Возвращаюсь на трассу. Следующий пункт – Нуж-Ключ. В нем сворачиваю на центральную улицу. Примерно до середины идёт то, что когда-то было асфальтовой дорогой, а затем начинается замёрзшее глиняное месиво с колеями колес от К-700. Смотрю на карту. Мельница находилась справа, на востоке. Надо, блин, как-то свернуть, но кругом тянутся сплошной линией дома. Прямо посередине улицы берёт начало ручей. Наконец, виден какой-то отвороток на околицу, но дорога упирается в пешеходный мостик. Сдаю назад. Дорога есть, но она огибает заливчик, заросший бурьяном. Прыгаю через колдобины, ломая колёсами лед. Наконец-то вдоль домов в нужном направлении идет нормальная грунтовка. Но в конце стоит трактор… Хозяин поставил его с мыслью, что «чужие здесь не ходют». Пришлось объезжать «Беларусь» по огромным колеям, подключив в первый и последний раз передок и чиркая мостами. Наконец выезжаю в поле. И в этот раз следов мельницы вообще никаких. По полевой грунтовке объезжаю Нуж-Ключ, вылезаю на насыпь трассы. Возвращаюсь к перекрестку, но на нем сворачиваю в противоположную сторону.
Следующий пункт маршрута – Досметкино. Пришлось немного поразгадывать паутину полевых дорог - и вскоре через внушительную плотину въезжаю в деревню. Улица вхлам разбита тракторами. Так как по карте на навигаторе двигаюсь с севера на юг, иногда путаю, в какую сторону нужно поворачивать. И в этот раз ищу взглядом мельницу на западной части Досметкино. Но там лес, которого на карте нет. Потом спохватываюсь. По улице идет женщина с детьми. Как всегда, марийка прикидывается ничего не знающей и вообще не местной. Досметкино незаметно перешло в Осиново, и наконец, находится проходимый выезд в поле.
…На месте мельницы - заросли чертополоха, репейника. Торчат какие-то металлические трубы. Надо ехать дальше. Находится заезд с поля на улицу деревни. Но в конце колея упирается в мощное замёрзшее месиво от популярного здесь транспортного средства типа К-700. Приходится ехать по полю дальше, и вскоре дорога подходит к уже знакомой плотине.
Дальше надо было попасть к Чепаково. Решаю не возвращаться на трассу, а попытаться проехать полевой дорогой, указанной на карте. Но все попытки найти дорогу упираются в Пертылгу и на берега большущей запруды рядом с ней. Пруд полностью покрыт льдом. Пацаны уже играют в хоккей, по берегам с обеих сторон много машин – рыбаки сидят у лунок.
Разворачиваюсь. Впереди идёт местная «пятерка» по полевой дороге. Пристраиваюсь за ней и вскоре, срезав крюк, выезжаю к трассе…
Уже смеркается. В Татарском Чодраяле по центральной улице выезжаю на околицу и упираюсь в замёрзшую дорогу на Чепаково по вспаханному полю. Скорость – 5 км/час, трясёт. Вспоминается бетонка от Килемар через Удюрму, Кужолок на Нужьялы. Значок мельницы стоит в поле. От самого же ветряка никаких следов нет…
В Чепаково забираюсь на насыпь асфальтовой дороги, по которой доезжаю до Токпердино. Дорога идёт дальше, видимо, в Мамайкино, а я же сворачиваю направо, на юг. Деревня объезжается по околице, и начинается грунтовка по полям. Следующая цель – Березово.
Полевка по направлению не совпадает с указанным на карте и упорно уходит в сторону, к плотине. Пришлось подчиниться. Карта устарела, в данном месте построена ещё одна запруда, и старый мост, видимо, ушёл под воду. Попытка подойти к Березово по другому берегу опять оканчивается неудачей: упираюсь в очередной приток. И в том месте моста уже нет. Нахожу неподалеку съезд к воде, но проезд завален стволами деревьев, подъёма на другом высоком берегу нет, а сам ручей течёт в обрывистом русле. Возвращаюсь к повороту и через некоторое время, объехав исток, заезжаю через поле в Березово. От деревни остался лишь один недавно заброшенный дом. Подумалось, что кто-то дожил здесь свою жизнь, но по «Истории сел и деревень» выясняется, что последний житель переселился в соседнюю деревню. Следов мельницы опять же не было.
Время – 16 часов. Надо возвращаться домой. По связкам полевых «хайвеев» пересекаю границу с Татарстаном и долетаю (50-70 км/час) до Кунгера. Здесь тоже нарисован значок мельницы. Гремя металлическими частями, «Исузик» пробирается по «улице» на северную часть. Мельница стояла прямо в черте деревни. Сейчас здесь пустое место между домами.
Разворачиваюсь и спускаюсь по улице к выезду. В распутицу тут, видимо, ездят в связке с тракторами или КамАЗами-вездеходами. А вот Нижние Шаши – уже цивильный поселок, есть асфальт, но «мне туда не надо». Вылезаю на околицу и по полевой дороге направляюсь на Дусюм. Полевка, видимо, представляет стратегическое значение, так как по сторонам утыкана стволами тоненьких деревьев на случай заносов снегом. У Дусюма дорога спускается в овраг. На карте указан брод, а на самом деле – деревянный мостик с перилами. В поселке – асфальт, который уже до самого дома больше не заканчивался.
По пути – Кубян, крупный посёлок. В нем сворачиваю и поднимаюсь по улице на запад к значку мельницы. Вокруг какие-то ограды, кладбище. Знакомого силуэта в лучах фар обнаружено не было и здесь.
Всё, на улице уже окончательно стемнело, и, хотя в набросанном маршруте по пути было много значков, искать их не было ни времени, ни возможностей. По трассе располагаются в основном, крупные поселки, и то, что там могла уцелеть мельница, можно считать чудом. А вот в стороне, у малых деревень, могло что-то сохраниться. Как говорится, «чем чёрт не шутит».
Дальше была дорога домой. АЗС есть у большой Атни, за Дубьязами.
Дубъязы я помянул недобрым словом второй раз. Как и в прошлую поездку, нет никакой разметки на Т-образном повороте у универмага, ни указателей. Инстинктивно свернул направо, как оказалось, правильно.
Что порадовало, на трассе у поворота «к нам» появился указатель. Правда, пришлось поискать по карте указанный Мемдель. В 2005 году мы этот невзрачный отворот немного проскочили.
Также, как и в первый раз, поколесили по Мемделю, проскочив в темноте нужный поворот, не обозначенный никакими знаками. В Татарстане, в отличие от Марий Эл, очень не любят ни указателей населенных пунктов, ни направлений на них.
Следующая АЗС обнаружилась за Большими Ключами, так что, планируя поездку по глубинке, можно расслабиться по поводу запасов топлива. Вскоре въехали в Раифский заповедник. Фонари по дороге рядом с монастырем выключены. А раньше тут все было залито светом – не сезон, видимо, и «дорогих» гостей нет. Вот и поворот на казанскую трассу с уже непривычно большим трафиком, ограничениями скоростей. Через пятнадцать минут я буду дома, где и напишу этот рассказ.
мельница в Старом Мазиково. Вид со стороны дороги.
то-же. Вид к дороге
вид внутри
вид со второго яруса на крышу. Видны валы и редукторные колёса.