Исландия
(техническая информация)
Протяженность - 4300 км, 14 дней (из них 300 км и 2 дня по Дании).
Исландия как будто специально создана для автомобильного туризма, и на внедорожнике можно доехать в любую её точку. Самый интересный во всех смыслах - это конечно же центр острова, хотя и по окраинам тоже стоит проехать. Исландцы поступили очень разумно - сделали "загон" для обычных туристов ("золотое кольцо" и пр.), куда и уходит основная масса трафика. И при этом для желающих нет ограничений на посещение любых частей острова. Нигде нет никаких платных зон, весь бизнес строится на кемпингах и сопутствующих услугах.
Абсолютный минимум для обзорного маршрута - 10 дней. Объехать всё более менее интересное не сильно торопясь - три недели. Если занудствовать - примерно за месяц можно скурпулёзно объехать все официальные достопримечательности.
Дорожная сеть Исландии проста и логична. На эту тему есть хорошая обзорная брошюра The Road System, согласно которой все дороги делятся на 5 категорий. "Primary highland roads" и просто "highland roads" - это так называемые F-дороги, только для внедорожников, т.е. двухзначные - получше, трёхзначные - похуже. На F-дорогах как правило нет мостов, и встречается рельеф, преодоление которого при определенных погодных условиях будет увлекательнейшим приключением, поэтому они действуют лишь летом. Для передвижения по F-дорогам, даже трёхзначным, никакой специальной подготовки не требуется, обычной AT-резины и крепкого внедорожника вам хватит с головой (конечно когда они открыты). Грунт всегда твёрдый, грязи нет, самое страшное, что можно встретить под колёсами - снежные перемёты в горах или песчаные колеи в пустынях. Ну и броды (перед которыми как правило будет подробная инструкция по их преодолению). Самый глубокий из попавшихся нам - около 50 см, но в разное время года (и даже дня) глубина конечно же будет отличаться.
Важный момент - вы не заблудитесь. Любой перекрёсток дорог будет обязательно обозначен указателем с их номерами и конечными пунктами. Даже на перёкрестке посреди пустыни или лавовых полей вы увидите знакомую жёлтую табличку. Но имейте в виду, что со временем F-дороги нередко переносятся, при этом номер остаётся прежним. Например есть новая F910 и старая F910, аналогичная ситуация и с F903, и такое может случиться с любой дорогой в зонах геологической активности. Просто следуйте указателям, даже если это не соотвествует вашей старой карте или трекам. Ездить вне обозначенных дорог в Исландии нельзя, да и никакой необходимости в этом нет.
Для мониторинга состояния дорог удобно использовать этот сайт.
Самое главное - это очень джиперская страна. Знаки с бродами или слепыми подъемами/поворотами будут вам отдушиной, да и поначалу покажется, что вы попали в джиперский рай. Лифтуют тут всё, что движется, а величины лифта граничат с безумием. Авто на 35-х колёсах - это чисто городской вариант, жене в магазин ездить. Реальные пацаны начинают от 38-х, кто активно ездит по ледникам - от 42-х. Кстати, все эти машины совершенно спокойно проходят местный техосмотр, чему мы сами были свидетелями. Через пару дней вы привыкнете к этим элементам пейзажа, и перестанете оглядываться на очередное лифтованое чудо.
Про заправки. Будьте готовы, что будет только 95 бензин и дизель. Другие виды бензина встречаются очень редко и только в крупных городах. Все заправки полностью автоматизированы и работают только с пластиком, за редчайшими исключениями. В центре острова заправок нет, но от края до края среднестатистического бака должно хватить.
Автомобили мы арендовали в SADcars. Они специализируются на старых автомобилях, состояние у них умеренно раздолбанное, но если вам не нужны шашечки - в самый раз, и недорого. За время поездки на Prado сломалась (пополам) стойка переднего стабилизатора, и умер задний амортизатор. На Terrano отвалился глушитель и тоже что-то стало стучать в подвеске. На скорость всё это не влияло, так что можем посоветовать данную компанию как хороший бюджетный вариант.
Немного о финансовом вопросе.
- Почему вы уезжаете из Исландии?! Вам здесь не понравилось?
- Очень понравилось, но кончились деньги (c)Два простых правила позволят вам избежать подобной преждевременной ситуации.
- В Исландии есть два туристических сезона - "лето" и "зима", или "season" и "off season"". Цены в них отличаются на всё, что сдаётся в аренду, от машин до жилья - иногда до двух раз. Кроме собственно финансовой нагрузки, поездка в "сезон" порадует значительным количеством туристов вокруг, что не всем по нраву. "Не сезон" начинается примерно с конца августа, когда вместе с теплом исландского лета с острова улетучивается и основной поток туристов.
- Чем раньше вы озаботитесь арендой, билетами и пр. - тем лучше. Начните хотя бы за полгода, такая предоплата позволит сэкономить заметные суммы.
Наличность в Исландии не нужна, вообще, это "страна победившей пластиковой карты" (c). Владелец самого захолустного кемпинга на краю ледника достанет мобильный терминал и примет карточку.
Если вы собираетесь активно использовать кемпинги и едете с детьми, то есть такая замечательная вещь как Campingcard. Это абонемент на 2-х взрослых и 4-х детей на проживание в любых кемпингах из списка (более 40) - как раз то, что нужно для путешествия по всей стране. Купить Campingcard можно как заранее (высылают почтой), так и на месте по прибытию.
Визовый вопрос достаточно подробно описан тут - Бритвой Оккама по исландской визе. Вкратце - получать исландские визы совсем не страшно, просто следуйте инструкциям.
Информация по датской части путешествия собрана тут:
Killing time in Copehagen
Danmarks Tekniske Museum
Пряничное королевство изнутри