Каменные братья Урала
(дневник)

Каменные братья Урала

28.07 день 1

0 км, 6:00, ясно +13.

Встреча экипажей произошла в 10:20 на заправке в Агрызе. В машине Toyota Land Cruiser 80 - водитель Вячеслав и Анастасия – Нижнекамск. Jeep Wrangler - Роман водитель, два Сергея новоиспеченные штурманы – Чебоксары. Ну и на Mitsubishi Pajero Sport Болдышевы всем семейством. Неделю назад еще не было известно кто именно поедет, поэтому мы готовились покорять уральское бездорожье в однорылье, как сказал бы один спортсмен. Впрочем, нам не привыкать! Путешествовать в компании с кем-то, кого почти не знаешь, было в новинку. Ну об особенностях совместного быта позже. А пока поехали дальше.

В час дня случился обед, встали на обочине, где предусмотрительно расположились лавки и стол под навесом. Здесь и познакомились подробно, только дети ели в машине, решили не нарушать старой семейной традиции при долгих перегонах по трассе. Пока дорога хорошая можно рисовать все, что видишь впереди, например, Ромкин красный джип.

DSC_0683.JPG

647 км Пермь. По дороге дружки заметили, что из нашей машины что-то вытекает! Оказалось вода из багажника, две пятилитровки протерлись.

Проехали Камскую ГЭС. Люди ловят рыбу, неподалеку есть лодочные базы с парусными яхтами. Видимо парусный спорт здесь популярнее, чем в Казани.

Соликамск встретил нас отходами соляного производства – горы соли. Город древний и религиозный о чем свидетельствует 13 храмов. Красивый и чистый город.

Выехали на грунтовку в 21:00. Прошли 925 км. На ночевку встали около ур. Гнилое недалеко от местных делянок лесозаготовителей.

29.07 день 2

925 км, 9:34, ясно

Направление на плато Кваркуш. По дороге в конце деревушки Красный берег стоит кирпичное сооружение и шлагбаум – местный пост. Парнишка сначала спросил нас куда мы едем и откуда, узнав, что мы туристы, пропустил. Предупредил, что мосты в нашем направлении размыло. Доехали до размытого моста и весело преодолели препятствие. Дальше перед первым бродом в болотине встрелили ниву со сломанным задним мостом, послушали истории о том как там дальше плохо и сколько еще «полегло» там впереди. По рассказам экипажа нивы, было три дня непрерывных дождей, котрые и размыли мост и раскиселили колеи. Пока Костя провожал ниву до твердой насыпи, мы приготовили суп.

120729-121151.JPG
120729-134833.JPG
120729-135209.JPG
120729-135329.JPG
120729-172211.JPG

Здесь надо непременно пояснить происходящее. Вообще, в этой поездке мы много и часто ели. А еще мы готовили, готовили, и готовили овощные рагу, шашлык, каши и борщи, супы и салаты. А если ты не пилот, то и горячительное под горячее в обед и к заходу солнца! В общем, чем вам не отдых в санатории «Урал-Калий»*? Однако, получая сбалансированный обед и завтрак и ужин, мы теряли драгоценный световой день, во время которого хотелось любоваться красивейшими пейзажами и достопримечательностями Северного Урала и успеть их запечатлеть! Ну, вы понимаете. Итог очевиден. Бытовуха должна занимать минимум времени.

Двинулись. Дальше дорога представляла собой скользкие грязевые глинистые колеи, по которым текли ручьи. Чем выше в горку, тем прохладнее. Периодическое лебежение. Глинистые колеи сменились на каменистые.

У выезда из леса встретили буханку, ребята возвращаются с Жигалана. На ночлег встали на заветренном склоне холма у кромки леса. Готовили ужин, болтали, и пока топтались, дотоптались до воды, под ногами стала чавкать жижа.

30.07 день 3

1050 км, 9:00, ясно

Тойота застряла в болотине, где собственно мы ночевали. Так что выезжали из западни весело. Проехали немного и увидели палатку. Это был тот самый уаз, о котором нам уже рассказывали. Неудачливые хозяева внедорожника попросили хлеба, видимо, ягоды им уже надоели. Пообщались, посмотрели на подвешенный уаз. Они ожидали друзей с запчастями. Сгорело сцепление, им предстояло установить раздатку и коробку.

120730-084222.jpg
120730-093456.JPG
120730-095208.JPG
120730-104152.JPG

120730-114724.JPG
120730-121457.JPG
120730-121506.JPG
120730-121628.JPG
120730-122246.JPG

Проехали дальше по дороге вверх. На возвышенности около родника стояли дом, баня, стол с лавками - это Цепельские поляны. Потрепанная табличка гласила: Хребет Кваркуш. Больше, увы, ничего не разобрать, буквы стерты, табличка проржавела. Пообедали, умылись родниковой водой и поехали дальше. Надо было засветло успеть до каменных братьев доехать.

120730-143853.JPG
120730-143951.JPG
120730-154559.JPG
120730-154859.JPG
120730-155946.JPG

Дорога шла по хребту, петляя, открывая новые и новые виды на прекрасный Уральский хребет. Вскоре мы увидели каменных братьев. Похожие «братья» есть на многих уральских возвышенностях.

120730-164115.jpg
120730-162459.JPG
120730-162622.JPG
120730-164149.JPG
120730-172324.JPG
120730-173752.JPG

Чтобы подойти к останцам пришлось спешиться, так как стало слишком жидко. Заниматься поиском более твердого подъезда ради полукилометра было неразумно, и мы с удовольствием прогулялись до скал. Не Мань-пупу-нёр, конечно, но тоже впечатлительно. Хотелось остаться там подольше, но солнце неумолимо ползло на запад, нужно было искать место ночлега.

120730-182418.JPG
120730-182614.JPG
120730-184340.JPG
120730-182945.JPG
120730-183738.JPG
120730-183914.JPG
120730-184018.JPG
120730-184022.JPG
120730-184102.JPG
120730-184214.JPG
120730-184228.JPG

Дорога была похожа на дороги плато Укок - те же ручьи и верховые болотца, так что найти сухой пятачок для стоянки труда не составило. Где трава слегка пожухлая и повыше – там и сухо. Нашли чудесное место. И зачем, друзья, ездить на Укок!? Ведь рядом, совсем близко, на Урале, такая красота!))

120730-200945.jpg
120730-190813.JPG
120730-200115.JPG
120730-231536.JPG
120730-231750.JPG

31.07 день 4

1079 км, 8:00, ясно +15

120731-053643.JPG
120731-072740.JPG
120731-073018.JPG

Встали пораньше в 6 утра, перекусили чем-то очень вкусным и двинулись в направлении Жигалана. Грейдер на Североуральск тянулся вдалеке тонкой ниточкой на склонах гор, то исчезая, то снова показываясь. Спустились быстро. Вот и новая табличка про Кваркуш.

120731-083349.JPG
120731-093454.JPG
120731-093534.JPG
120731-100210.JPG

В начале подъема к водопадам стояли две компании с палатками и костром. Желающих посмотреть на водопады немало. Дорога к водопадам есть не что иное, как горная тропа вдоль реки Жигалан. Река питается как раз теми ручейками, которые мы проезжали на Кваркуше. На сайте «Наш Урал» есть информация, что при длине ручья около 8 километров перепад высот от истока до устья составляет почти 630 метров. Таким образом, река образует несколько красивых каскадов. Я поднялась до третьего, туда мало кто поднимается, поэтому там не было людей. Костя с детьми пробрались выше, оставив меня в плену черники. Время остановилось. Хотелось побыть здесь дольше. Когда мы спустились, уже был накрыт раскладной стол, нарезан арбуз и сварен суп. И все это стараниями Насти, двух Сергеев и Славы.

120731-103703.JPG
120731-103725.JPG
120731-104344.JPG
120731-104354.JPG

120731-104414.JPG
120731-110252.JPG
120731-113733.JPG
120731-113734.JPG
120731-121825.JPG

Дальше небольшой перегон. Североуральск. Затарились продуктами. Направление - Ивдель. Где-то в полночь по местному времени въехали в поселок Полуночное. Здесь было всё «Полуночное»: кафе, магазины, салоны. На ночлег встали в 100м от ЛЭП пересекающей грейдер прямо на обочине. В лесу много брусники и много дров. Поэтому Сережки сварили нам чудесную гороховую кашу с лучком на костре. Было вкусно, все хвалили кашу и наших поваров и вслух мечтали о плове с мясом. Было безветренно, появились комары, мошка и мокрец. Впервые за поездку достали репелленты.

01.08 день 5

1298 км, 9:55, ясно +18 безветренно.

Доехали до Ушмы, отобедали на Лозьве. Искупались. По дороге наблюдали, как куропатки выходят на дорогу, привлекая внимание. Они отводят от гнезда любопытные взгляды. Одна даже как бы прихрамывала, но все это спектакль, да и только. Таких осторожных родителей встречали по дорогам не раз. И в какой-то момент одна курочка шмыгнула под колеса мужского экипажа, погибла. По крайней мере, так утверждают наши охотники.

Доехали до поворота к перевалу Дятлова и начался дождь, время уже не ощущалось, так как стало темно от туч. Грунт дороги в местах колей буквально разрыт до камней, и только корни деревьев не поддаются, образуя «ступеньки», по которым текли ручьи. Приходилось каждые 20 метров что-то подкладывать под колеса, чтобы преодолеть ступеньки. Благо гнилых деревьев по обочине много. По пути встречали таких же сумасшедших и больных, сумасшедших и смешных - сначала три нивы, потом мотоциклистов, спускающихся с перевала полных впечатлений, сфотографировались и с ними на память. Стало очевидно, после рассказов мотоциклистов, что дальше проходимость сильно ухудшится, а ведь еще курица может испортиться, напомнили наши охотники. Стали искать место для ночлега, и как раз уперлись в сильно размытый участок. Приткнулись в относительно сухой карман, и вскоре у нас на ужин был готов плов с курицей. А когда я спросила, будут ли дети плов, Вероника спросила меня суровым голосом: «Почему вы не похоронили бедную птицу?» Плов ели не все.

Было решено дойти до перевала Дятлова пешком поутру. Предстояло пройти туда и обратно больше 30 км. Желание изъявили не все, Настя, Костя, я и Рома решили пойти, Сережки, Слава и девчонки решили остаться. Пока мы укладывались, показались нивы. Медленно-медленно, с покрикиванием, хлопаньем дверей, гулом лебедочных моторов, они ползли мимо нашей стоянки в течение пары часов. Оказалось, что в одной ниве есть девочка Лиза, ровесница наших девчонок. Пока нивы боролись с бездорожьем, дети общались.

02.08 день 6

1440 км, 07:00, +16 ясно.

Быстро позавтракали, собрали перекус, и пошли на перевал. Поздоровались с упёртыми нивоводами, не сильно они продвинулись за ночь. Дорожка красивая. Скоро началось редколесье, а потом и вовсе исчез лес. Карликовые березки, черника, камни. Ветра почти не было, одолевали комары и жара. Встретили на перевале группу туристов, идущих на Отортен. На обратном пути поздоровались с нивоводами ещё раз - головная уже подъезжала к перевалу, но остальных встретили только через час.

Вообще, было приятно встречать на всём пути себе подобных. Концентрация «нормальных» людей на Североуральском хребте оптимальная.

120802-112540.JPG
120802-115201.JPG
120802-120738.JPG
120802-125648.JPG
120802-125707.JPG
120802-131729.JPG

120802-172021.JPG
120802-172111.JPG
120802-172251.JPG

Вернулись после пяти вечера, поели и поехали обратно. Ночевать встали на старом месте на реке Лозьве в кедровом лесу. Ночью шел дождь.

03.08 день 7

1460 км, 13:33, +24 переменная облачность.

Встали поздно, купались. Уж не помню, кто обнаружил первым кедровые шишки. Но уже через минуту неукротимой энергией Насти все мужчины были завербованы в армию собирателей шишек. С криками – давай стучи! Сыпь! Сыпь! Ой, смотри какая, вон там какие большие! Вся компания носилась по лесу от кедра к кедру, суетясь и шурша пакетами.

Едем на гору Чистоп. По дороге туда у джипа истерлись тормозные колодки, приходилось периодически использовать подручные средства.

120803-164657.jpg
120803-163139.JPG
120803-161139.JPG
120803-164705.JPG
120803-164701.JPG
120803-164735.JPG
120803-164941.jpg

На вершине остатки радиолокационной станции. Грустное зрелище - помойка на горе. Ветер сильный сбивает с ног.

120803-164738.JPG
120803-164758.JPG
120803-164927.JPG
120803-165056.JPG
120803-182033.JPG
120803-182225.JPG
120803-182308.JPG
120803-182325.JPG
120803-182330.JPG
120803-182350.JPG
120803-182432.JPG
120803-182447.JPG
120803-182507.JPG
120803-182539.JPG
120803-182548.JPG
120803-182756.JPG
120803-182813.JPG
120803-183138.JPG
120803-183728.JPG
120803-183856.JPG
120803-194824.JPG
120803-200156.JPG
120803-200618.JPG
120803-201303.JPG
120803-201503.JPG

Вниз едем медленно. Встали на ночлег в лесу, почти на дороге.

04.08 день 8

1512 км, 05:56, +11 пасмурно.

Встали рано, Костя напугал всех тучей, которая грозилась пролиться в любой момент. Завтракали чаем и сгущенкой. Еда закончилась.

Ивдель. Обед в кафе. Ночевали недалеко от Качканара на лэпке на поляне.

05.08 день 9

2014 км, 8:30, переменная облачность.

Чемодан, вокзал, Казань. Прибыли немного за полночь.

назад