Байкальский ритуал
(техническая информация)
Протяженность - 12000 км, 21 день. Основной категорийный участок - 110-й зимник, 170 км. Состав - MPS с безумным семейством.
Средний расход топлива - 14.2, всего - 1700 л (3л, АКПП).
Поскольку большинству конечно же интересен 110-й зимник, то в основном напишу про него, да и по остальным местам информации в сети предостаточно. "Хрестоматийным" путеводителем по 110-му можно считать омские отчёты 2009 и 2010 годов, где достаточно подробно описаны все препятствия (за что ребятам респект). Рекомендую внимательно их изучить, а тут я напишу больше свои ощущения, нежели документальную сводку.
110-й зимник (хотя сейчас это не зимник в прямом смысле слова) оброс легендами. Срамная, Баргузин - эти слова приводят в трепет осведомленного джипера. Там - реальное бездорожье в квадрате, для самых отчаянных.
И пожалуй в славе этого направления есть доля правды. Как минимум Срамная способна поставить в тупик равнинного джипера средней полосы.
110-й обманчив. Вам покажется, что началась "хорошая дорога", но через сотню метров будет новое препятствие похлеще предыдущих.
110-й изматывает. Он не кончается. И на большей его части - скоростной режим от 0.1 до 10 километров в час.
110-й меняется год от года. Появляются новые препятствия, старые мутируют. Это и живые каменные осыпи, и валуны Срамной, и овраги на насыпи, и броды Баргузина.
110-й полностью зависит от погоды. Если вас на нём застанет хорошая гроза - вы будете "курить бамбук" пока упадёт вода в Срамной или Баргузине. И несомненно повеселитесь и в середине.
И при всём этом - 110-й на самом деле прекрасен. Там есть препятствия на любой вкус - броды, болота, колеи, грязь, и конечно же каменный триал. Там есть пейзаж за окном - было бы время и желание на него оглянуться. Я бы порекомендовал прокатиться по нему вместо поездки на какие-нибудь "серьезные соревнования".
Резюме. За разумный промежуток времени по 110-му можно проехать на всём от уровня стандартного УАЗа (в хорошую погоду). Это реально используемая грузовиками дорога, примерно раз в неделю по ней проходит камаз или шишига. Просто нужно "поймать волну" этой дороги и не делать глупостей. По времени расчитывайте на 3-4 дня, быстрее получится если вы едете там по второму разу и уже знаете все отмели (или же на чисто спортивной технике). На 36-х колёсах там будет скучновато в плане процесса. На 33-х - в самый раз, и вокруг посмотреть, и покорячиться. На 31-х - больше покорячиться, чем посмотреть. На меньшем размере я бы ехать туда не советовал, разве что ради самого процесса, и желательно с толпой крепких и неленивых парней.
Для оценки завораживающей динамики этой дороги привожу два отрывка видео c начального отрезка. "Средняя" скорость передвижения (когда траектория понятна из машины) выглядит так:
Но нередко приходится переходить на "низкую" скорость (длинные паузы вырезаны, но всё равно постарайтесь не уснуть):
С зимника есть несколько отворотов, которые выглядят используемыми. Это отвилки на запад - вдоль р. Илокалуй, вдоль р. Светлая, на Октокит и Чипчикон и дальше вдоль Намамы, куда забрасывают водников/пешеходников. Насколько далеко идут эти дороги неизвестно, по карте нарисованы до Байкала :) Это отвилки на восток - к озеру Юлдоконда и дальше вдоль р. Няндони, вдоль Баргузина в сторону оз. Амут. Первый интересен тем, что по карте выходит аж к Делакорам, и в паре с последним составляет "альтернативную" (теоретическую) дорогу от Баргузина к грейдеру на Новый Уоян. Очевидно, что там как минимум гораздо хуже чем на Срамной, но будем надеяться, что со временем кто-нибудь на соответствующей технике сунется туда и всё расскажет.
"Альтернативный брод" Баргузина на кордоне Умхей описан в дневнике, можете использовать в качестве ориентира наш трек или нижеследующее видео (но есть вероятность, что на следующий год ситуация изменится ещё раз).
Тактика.
Первые сотни метров по Срамной мы осторожничали и нащупывали днищем пределы геометрической проходимости, поскольку техника для нас новая. Двигаться по метру в минуту мы были полностью морально готовы. Как ни странно, именно моральная готовность к такой скорости передвижения играет решающую роль на этом участке. Начнете торопиться - и для вас всё закончится на первом километре.
Почему мы заходили на 110-й с севера? В большей мере это было обусловлено "планом Б", который заключался в поездке дальше по БАМу если мы упрёмся. Но у "северного захода" есть и неоспоримое преимущество. Самый интенсивный отрезок вы проходите со свежими силами, и дальше частота препятствий постепенно снижается. И в целом, с учётом накапливающейся усталости, всё получается более-менее ровно.
Подготовка автомобиля.
В принципе из этой поездки получился бы неплохой сюжет для топгир. Автомобиль был куплен в полном стоке за месяц до выезда, и был в срочном порядке "подготовлен для экспедиций" по новому рецепту. Подготовка представляла из себя установку 2" подвески, 33-х колес, защиты днища, и выводу всех сапунов под капот. Ещё были сняты штатные пороги, наскоро состряпана полка в багажник вместо шторки, ну и всякие другие мелочи внутри. В остальном машина полностью стандартна. Перед выездом - плановое ТО и замена расходников.
По допоборудованию применительно к 110-му. Лебёдка в моём понимании не нужна, но если вы не разделяете моё заблуждение - обязательно берите (если едете на AT резине - скорее всего пригодится). Шноркель опять же в моем понимании не нужен. На Срамную в большую воду никто в здравом уме не сунется, как и в Баргузин. Дело тут не в глубине погружения, а в течении и рельефе. Можно конечно грузить машину камнями и цеплять за камаз - но это от полной безысходности, и шноркель опять же тут не понадобится. А вот защита днища - это ваше всё. Загнав камень между поперечинами рамы в броде в первый раз вы возможно даже получите удовольствие от эротических упражнений с хайджеком в реке. Но где-то на третий раз ощущения притупятся, а зимник длинный. Проскребаться придётся постоянно, и защита с одной стороны не даст вам насадить машину на очередной валун, а с другой стороны будет вашими руками и глазами снизу, и позволит "прощупывать" траекторию машиной. Теперь про межколесные блокировки. Никакой потребности в них я не испытывал и про их отсутствие не вспоминал. Если бы они и были - на камнях на данной машине я бы их не включал (и никому не посоветую, лучше лишний раз сдать назад и выбрать другую траекторию).
В этот раз мы взяли с собой беспрецедентное количество внедорожного хлама. Бензопилу, хайджек, пачку тросов и строп, блоки, шаклы, сэндтреки. Джек и пила пригодились по разу, остальное не доставали. Зато несколько раз использовали мешки с опилками, причем в основном на болоте, а не на камнях. Объективно, подобный акксессуар весьма полезен для подобных условий. Он легче железного трека и уж тем более камня, им очень удобно заполнять ямы, поскольку он пластичен в некоторых пределах.
Вышесказанное конечно относится к одиночной поездке, но может служить ориентиром и для каждой машины в группе из нескольких машин.
Бензина на 110-й с собой брали 40 литров + полный бак (74 л) в Новом Уояне, до заправки в Алле израсходовали 70 литров.
Итоги (насколько разломали технику).
Пружины Ironman (MITS 022B). На средне-загруженой машине (~400 кг все пассажиры и шмурдяк) уже на второй день активной езды по грейдерам зад стало пробивать на средних выбоинах. Сначала изредка, потом чаще и чаще - примерно как на штатных пружинах с загрузкой в 200 кг. Пробег на них на тот момент был около 6 тысяч. В итоге держать скорость больше 60-ти по таким дорогам стало невозможно. Есть мнение, что пробои подвески в итоге и выбили бензонасос из гнезда. Надо пробовать другие пружины.
По приезду обнаружились срезанные болты крепления третьей опоры двигателя к раздатке. Сама подушка при этом цела. Очевидно они сначала прослабли и открутились.
Плавающее тупление двигателя начавшееся после одной из заправок и периодически возникавшее позже с разной степенью тяжести решилось банальной заменой топливного фильтра. Вряд ли дело было в конкретной заправке, скорее просто совпало.
Бензонансос, упавший в бак на Ольхоне - из разряда удивительное рядом. Глубинные причины можно искать долго, но к подобным разумным неприятностям мы совершенно готовы.
Ну и только ленивый не спрашивал - сильно ли мы отрихтовали машину на 110-м. Не сильно. Есть маленькая вмятинка на пороге, от камня. Кидая его под машину под колесо я слегка промахнулся и задел порог.
Электронные эксперименты.
В качестве очередного эксперимента был опробован "спутниковый мониторинг". Собирался он понятное дело на коленке из того что было за неделю до выезда. КПК по блютусу коннектился с телефоном. Дублирующая система была собрана на ноутбуке и 3g модеме. Всё это могло меняться местами. Не думал, что тут возникнут какие-то сложности, но оказалось, что живых софтовых клиентов (не привязанных к железным трекерам) для передачи данных с gps в интернет как-то в общем-то и нет, особенно для ПК. И единственный клиент, который был и для ПК и для КПК - gpsgate. А единственный бесплатный сервер, с ним работающий - gpshome.ru, который в итоге и использовался.
На деле это хитромудрое переплетение технологий доставляло определённый геморой, поскольку на кпк озик плохо дружил с gpsgate, и при обрыве связи приходилось перезапускать всю эту связку заново (чем мы периодически и занимались в моменты остановок). При стабильном покрытии проблем не возникало - включил и забыл.
В общем штука полезная (по крайней мере в качестве развлечения скучающих болельщиков), на будущее - однозначно внешняя антенна для gsm, и лучше отдельный железный трекер только для этих целей.