Экспедиция "Унжлаг-II", 4-9.11.2010

Технический отчёт
(с лирическими отступлениями)

Примечание: нижеследующие фотографии документируют дороги и артефакты УнжЛАГа, оффроуд снимался преимущественно на видео.

Вступление

Ещё один раз нам удалось претворить в жизнь сквозной маршрут через УнжЛАГ. В первый раз мы проделали путь с севера на юг, теперь - с востока на запад. И хотя с первой нашей поездки прошло два года, по прежнему все известные попытки автомобильного освоения района не носят сквозного характера, по вполне понятным причинам недостатка времени и/или уровня техники и экипажей. В этот раз, кроме собственно посещения остатков ОЛПов, мы также ставили задачу поиска проходимых сквозных дорог. Приоритетом было исследование дороги от Красного Луча до разъезда 93 км на главном усе, на которую в прошлый раз нам не хватило ресурсов.

Но зато за прошедшие пару лет всплыло несколько интересных схем и карт самого УнжЛАГа, как костромской, так и нижегородской областей. Путём нехитрых манипуляций с картами и снимками были получены координаты всех ОЛПов, что позволяло уже не тыкаться как слепым котятам по пустошам, а ехать гораздо более осмысленно и целенаправленно.

Кроме того, в этом году в нескольких ОЛПах УнжЛАГа при непосредственном участии джиперов были установлены памятные знаки - два креста (в ОЛП 10 и 26) в нижегородской области, и несколько табличек в костромской. Эта ремарка для тех, кто "не в теме", поскольку дальше в тексте эти памятные знаки периодически упоминаются.

День 1 (4 ноября)

В итоге из Казани собрались ехать 4 машины, 3 УАЗа на 36-х симексах и один Самурай на 35-х. Выехали практически по расписанию, если не считать мелких приключений. Опробовали грунтовку от Сосновки до Большой Юронги - проходима для стандартного УАЗа, посуху пожно и на Ниве. За Ветлугой начался дождь и продолжался до глубокой ночи. Заправились под завязку в Варнавино (заправка древняя, до полного не наливает). Недалеко за Красным Лучом встречаемся с 5-м экипажем из Чебоксар (хантер на 33-х симексах), которые ждали нас уже пару часов и начали подумывать, что мы уже не приедем. Встаём на поляне в нескольких километрах от посёлка. Заброска прошла успешно.

День 2 (5 ноября)

Начавшийся с утра мелкий дождь продолжается весь день. Стартуем еще в сумерках.

Заезжаем на первый по пути нашего следования ОЛП 28. Он засажен, осталось лишь несколько ям правильной формы, решётка (ручной работы) и еще немного различных металлоконструкций. Впрочем ожидать чего-то ещё в непосредственной близости цивилизации было бы наивно.

По мере удаления от Красного Луча дорога начинает потихоньку тухнуть, основные накатанные отвилки уходят на север, мосты исчезают, а промоины увеличиваются. За Каменкой мы поворачиваем в сторону ОЛП 26. В качестве ориентира у нас поначалу был пеший трек AlexXC, примерно по старой лежнёвке. Дорога поначалу прослеживалась, проехали мы по ней метров сто, началась пойма Тунихи, и кавалерийская атака захлебнулась. Началась пешая разведка.

IMG_0130
ОЛП 28: решётка
IMG_0132
основная насыпь
IMG_0134
начало лежнёвки на юг
IMG_0135
лежнёвка спускается в пойму

Тут одни стали утверждать, что пешеходники - здравые люди, и они бы не стали ломиться по этому болоту, если рядом есть дорога. Другие утверждали обратное, что и не здравые, и что стали бы. Что и показали дальнейшие события.

Вскоре, в процессе поиска более менее сухого объезда по кромке поймы, мы попросту упёрлись в трёхметровую стену, которая оказалась краем насыпи. Выбравшись наверх увидели, что насыпь продолжается и с другой стороны ручья. Тут же были обнаружены остатки моста. А судя по направлению, выходила насыпь под острым углом на ту дорогу, с которой мы только что свернули. Это был ярко выраженный узкоколейный ус, причём на насыпи прослеживалась автомобильная колея, хоть и далеко не новая. И тут-то я вспомнил, что видел на одной из карт узкоколейную насыпь, сворачивавшую с этого уса в сторону ОЛП 26. Это и была она. А лежнёвка шла метрах в ста восточнее, прямо по пойме. Топографический казус - эта насыпь исчезла с километровок, а лежнёвка осталась, при этом насыпь явно более позднего происхождения, и конечно же гораздо лучшего качества. Собственно всю сложность на ней представлял только брод через Туниху, на который мы потратили час с небольшим. Остальное ехалось своим ходом.

IMG_0136
парк
IMG_0138
бродик
IMG_0139
насыпь неплохо сохранилась
IMG_0140
на подъездах к ОЛП 26

Свернув на запад к ОЛПу отмечаем достаточно свежий тракторный след, пришедший со стороны Молосной. Как выяснилось позднее, этот трактор похозяйничал на самом ОЛПе. Кусок дороги перед самим ОЛП зарос, но для него есть пропиленный объезд, которым мы и воспользовались. Вот и крест, установленный месяц назад клубом "Экстрим-НН". Они заезжали с юга, через Шуду.

ОЛП 26 - один из немногих относительно сохранившихся. Добавить к предыдущим описания пункта в общем-то нечего. Разве что одно - мы обнаружили недавние следы трактора (меньше недели), явно вывозившего что-то с ОЛПа. Видно, что в нескольких местах что-то выдирали из земли и остатков зданий и тащили по земле. Все это сильно напоминало тривиальных черметчиков - но при этом на территории ОЛПа по-прежнему осталось довольно тяжелых плит (а может быть просто их ещё не успели увезти).

IMG_0141
ОЛП 26
IMG_0145
ОЛП 26
IMG_0147
ОЛП 26
IMG_0150
ОЛП 26
IMG_0151
ОЛП 26
IMG_0153
ОЛП 26
IMG_0154
ОЛП 26
IMG_0157
ОЛП 26
IMG_0160
ОЛП 26
IMG_0161
ОЛП 26
IMG_0163
ОЛП 26
IMG_0164
ОЛП 26

Отметились в тайнике который "невозможно взять на любом колёсном транспорте", поскольку к нему "отсутствуют любые дороги".

IMG_0142
тайник
IMG_0144
тайник
IMG_0146
тайник

Возвращаемся назад на узкоколейный ус вдоль Тунихи и идём дальше на запад. Вскоре у очередного "моста" колея на насыпи окончательно исчезает. Дальше насыпь сохранилась плохо, кругом глубокие ямы. Начинается нетронутая как минимум пару десятков лет целина. Через несколько сотен метров на насыпи опять начинает прослеживаться слабая древняя автомобильная колея. Много завалов, пилимся каждую сотню метров, промоины на месте бывших мостов. Идем преимущественно без лебёдок. Стоит отметить одну особо глубокую промоину в насыпи, в процессе объезда которой на подъеме на одной машине срабатывает предохранитель полуоси.

IMG_0167 IMG_0169 IMG_0170 IMG_0171 IMG_0172

Въезжаем в костромскую область в темноте. Очередная промоина и очередной предохранитель. На последних километрах начинается знакомая ярко выраженная глубокая колея от шишиги, но 36-ым колёсам с военными мостам она не страшна. Самурай и Хантер слегка лебедятся. Следует несколько узких мостов, явно не под шишигу, уазик еле умещается. Вот и родная проплешина, на которой мы в прошлый раз разворачивали луноход.

Выходим на главный ус. Воды на нём в этом году заметно меньше, дорога не представляет особых сложностей. Идём по усу на юг, до облюбованной в предыдущий раз "поляны лесорубов", тем более, что других приличных мест для стоянок в округе просто нет. На этот решили таки попробовать воду из местного колодца - никто не умер :)

День 3 (6 ноября)

Дождь и мокрый снег с утра закончились к моменту старта.

Попытались сунуться с главного уса на запад вдоль Поржни, в сторону ОЛП на р. Березовка. Сильно заросшая насыпь в итоге была обнаружена, но ехать по ней не имело никакого смысла. Автомобильной колеи на ней не было, а по завалам в самом начале было вполне понятно, что будет дальше.

Возвращаемся назад по усу и сворачиваем на Высокую, и затем на ОЛП 30. Перед самим ОЛП проходим старую, но ещё вполне крепкую гать. На въезде в ОЛП - табличка, установленная костромским клубом. Строений не сохранилось никаких, за исключением ямы со срубом. Отмечаем правильные ряды ям длиной около 10-ти метров. Воображение конечно же сразу рисует могилы, попытались аккуратно поковырять сверху - никаких бирок не обнаружили. За исключением этих рядов, сруба и фундамента барака - практически всё остальное засажено.

IMG_0173
ОЛП 30: сруб
IMG_0174
ОЛП 30: ряд одинаковых ям
IMG_0176
ОЛП 30: ряд одинаковых ям
IMG_0175
ОЛП 30: фундамент
IMG_0177
ОЛП 30: фундамент

Дорога от Высокой к Халабурдихе давно известна своей проезжестью, поэтому мы продолжили исследование новых дорог. После ОЛП 30 в попытке ехать "по главной" дороге на север в итоге вышли на необозначенную на картах дорогу, которая идёт дугой на восток, и очевидно выходит в междуречье р. Никольская и р. Бурчало и далее на главный ус в районе 93 км. Единственную сложность на ней представляют поваленные деревья. По ней мы доехали до ЛЭП, где выяснилось что на брёвнах хантер погнул рулевую тягу. Выправляем и едем дальше по ЛЭП на север. Периодически выглядывает солнце.

Тракторный брод через Никольскую дался достаточно легко, после сброса воды в бобровой плотине на несколько сантиметров. Перед Белым Лухом уходим на восток по узкоколейному усу - пересечь Белый Лух по ЛЭП можно только на ГТС. Пилим, едем, пилим, едем. Уже недалеко от главного уса в одной из "заколдованных засад" кладём набок головной УАЗ, у следующего за ним хантера сначала пропадает сцепление, а затем и всё масло из двигателя. После извлечения хантера на сухое место выяснилось что порвался масляный шланг ведущий с картера на генератор (двигатель дизельный). Пока возвращали всё на место - сцепление подсохло и хантер опять ожил. Самурай же, увидев эту страшную засаду, уехал куда-то в лес, и через несколько минут появился с другой стороны.

IMG_0179
правим тягу
IMG_0180
брод через Никольскую
IMG_0181
ремонт плотины
IMG_0183
пойма Белого Луха
IMG_0184
насыпь

Мост через Белый Лух на удивление до сих пор не развалился. Теперь мы пересекали его в другую сторону. К счастью еще светло. В темноте по этому нагромождению разнокалиберных мокрых деревяшек, каким-то чудом лежащих на каким-то чудом ещё стоящих гнилых опорах лучше не ездить - трёхметровый шест в речку уходит легко.

Едем, и не узнаём места "былой славы" - сухо. Перед кордоном сворачиваем на запад вдоль р. Поеж к ОЛП 3. На ОЛП приехали уже в темноте под звёздным небом. Костромская табличка на въезде. Сохранилось мало. Несколько ям со срубами, почти сгнивший угол барака, и полу-землянка с двумя входами. Впрочем, засветло может быть разглядели бы больше.

Ночной брод через Поеж - капот с фарами ныряет под воду. На время въезжаем в цивилизацию - Кукуи, Халабурдиха, Тимошино. Не до конца изученное электричество периодически мешает ехать бензиновым машинам, но в конце концов собираемся все вместе, и уходим из цивилизации на юг - очередной ночной брод через Белый Лух. Поискали нарисованную дорогу в сторону Змеевки - отворот сразу же закончился вырубкой, и продолжения дороги обнаружить не удалось. Встаём на пятачке недалеко от ур. Серегино. Ясно, небольшой устойчивый минус.

День 4 (7 ноября)

Последний день был запланирован разгрузочным, по известным дорогам. Кроме всего прочего, у серебристой машины со вчерашего вечера раздаётся дребезг не то из под крышки ГРМ, не то из ТНВД. Скинули все ремни - дребезг не исчез, зато обнаружили кончающийся подшипник генератора - заменили. В общем, едем дальше пока не умрёт.

Попытались подобраться к ОЛП 14 с запада. Брод через р. Суборную обещал долгие и продолжительные приключения (кто-то даже умудрился в нём искупаться), при этом дорога на другой стороне заросла основательно, под пилу. Вернулись в Елховку, сунулись по какой-то колее на восток - дорога кончилась через километр. Вернулись еще раз и поискали нарисованную на карте дорогу на Раздолье, чтобы зайти с севера - дороги не обнаружили.

Забиваем, и начинаем спускаться на "магистральную грунтовку", по пути развлекаясь заменой стартёров и строительством мостов. Отмечаю отвороты с грунтовки в сторону ОЛП 9. Этот ОЛП окружен ручьями с трёх сторон, но наиболее вероятным выглядит подъезд с севера. Но светового времени на эксперименты у нас крайне мало, поэтому мы едем дальше, к ОЛП 4.

Очередная костромская табличка на въезде. На осмотр ОЛП 4 мы потратили пару часов, здесь было на что посмотреть. Сохранились 4 фрагмента одного барака (то ли из другой древесины, то ли действительно так разобрали). Три фундамента, которые прослеживаются со снимка, явно принадлежали начальству. Они хранят огромное количество железа - кровати, колючая проволока, печные заслонки и т.д. Был найден рельс 1952 года, фляжка 1941 года, да и много чего ещё. С помощью лебёдки из земли на белый свет была извлечена решётка. В общем, мы попытались устроить там музей под открытым небом.

IMG_0187
ОЛП 4
IMG_0188
ОЛП 4
IMG_0189
ОЛП 4: кровать
IMG_0190
ОЛП 4
IMG_0191
ОЛП 4
IMG_0192
ОЛП 4
IMG_0194
ОЛП 4: колючка
IMG_0195
ОЛП 4: рельс
IMG_0197
ОЛП 4: остатки барака
IMG_0198
ОЛП 4: остатки барака
IMG_0199
ОЛП 4: остатки барака
IMG_0200
ОЛП 4
IMG_0201
ОЛП 4: колючка
IMG_0204
ОЛП 4
IMG_0206
ОЛП 4
IMG_0208
ОЛП 4: загадочные штыри
IMG_0209
ОЛП 4: скважина
IMG_0210
ОЛП 4: фляжка
IMG_0212
ОЛП 4
IMG_0213
ОЛП 4: извлечённая решётка

После осмотра начинаем движение в сторону асфальта. Узкоколейная насыпь в неплохом состоянии, и вскоре мы въезжаем в Малую Торзать. Останавливаемся у ОЛП 2 и ОЛП Семивёрстный - они целиком засажены, врочем иного и не ожидалось вблизи от цивилизации. Встаём на ночёвку на р. Молокша.

День 5 (8 и 9 ноября)

Возвращение домой, как это обычно бывает, затянулось. Самурай упирался, и в грубой форме отказывался ехать. Его убеждали по-хорошему, по-плохому, потом уже просто пинали ногами. Даже пришлось сварить обед. В конце концов соорудили сцепку из двух хайджеков и потащили силом. Ну, за Мансуровым теперь закрепилась слава "утаскивающего японские вёдра из Унжлага". У чебоксарцев по пути всё таки померло сцепление, ехали они медленно и печально. К счастью они не стали дожидаться окончания эпопеи с самураем, и поехали раньше. Догнали мы их вечером между Юркино и Озерками. Как раз в момент их обгона у Люлинского развалился ступичный подшипник (правда перед этим было произнесено заклинание "давай остановимся", так конечно же не честно). Казавшейся ерундовой поломка оказалась на самом деле куда интереснее. Разъединить обойму подшипника, цапфу и полуось без болгарки было невозможно. К счастью в запчастях имелась крышка редуктора с полуосью в сборе, и была цапфа у упиливших вперёд дружков. В общем, ничто не смогло нас остановить, и к наступлению утра все были уже в Казани. Чебоксарцы же заночевали у парома, и закончили путешествие утром.

Заключение

Маршрут возможно повторить на умеренно подготовленной технике (лебёдка, колёса от 33-х дюймов), по крайней мере после засушливого лета.

Дорогу от Красного Луча до разъезда 93 км мы пропилили, но без лебёдок она проходима толька для УАЗа на 36-х колёсах. С точки зрения заброски на главный ус - эта дорога лучше, чем заезд от Тимарихи через Фалино, на ней нет ни одного "приличного" брода. С точки зрения дороги на ОЛП 26 - это тоже вполне хороший вариант, из ощутимых препятствий - один брод через Туниху. Теперь вполне можно осуществить круговой маршрут до ОЛП 26, заезжая с севера, а выезжая через Веселовку/Молосную. Прямая дорога в сторону Бурашной от ОЛП 26 конечно прослеживается, но скорее всего предпочтительнее пытаться воспользоваться северной петлёй (при этом сворачивать на неё ещё с насыпи, отвороты там прослеживаются). Но выезд от Бурашной на главный ус представляет собой отдельное приключение, на которое у нас не было времени.

На отвилке от главного уса на запад вдоль Белого Луха без лебёдки делать нечего - хотя основная часть вполне проезжаема, есть несколько заболоченных участков с глубокой колеёй без возможности объезда. Также было необычно обнаружить вполне приличную проходимость ЛЭП Северный-Мантурово на исследованных в этом и позапрошлом году участках.

Остальные дороги, которыми мы пользовались уже более-менее изучены. Наибольший интерес теперь составляет район от Высокой на юго-запад, а также между Торзатью и Северным.

Ну и напоследок - рецепт успешных путешествий по подобным местам:

Штурман должен быть мудрым - кто не боится, тот дурак!
Пилот должен быть отважным - кто ссыт, тот гибнет!
(c) коллективный

назад