Марий-Эл после пожаров, осень 2010 года

В сентябре и октябре 2010 года мы провели несколько выходных в самом сердце марийской тайги - марийской низменности. Эти места для нас давно являются практически родным домом.

Очередной туманный рассвет на одном из многочисленных марийских озёр,
на дворе - золотая осень, вокруг как и прежде прекрасная осенняя тайга.
Разве может быть иначе?

Но на этот раз увиденное поразило нас...

"...Словно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный..."

Золотая осень. Удивительное буйство красок... догорающего леса.

Для контраста ниже идут несколько снимков одних и тех же мест сделанных с разницей в 3 и 4 года. Возможно, вы легко узнаете эти фотографии - все они использовались в оформлении DVD "Внедорожные хроники".

Верхнее фото - осень 2006 года, нижнее - осень 2010 года. Окресности Мартовского.


Верхнее фото - осень 2006 года, нижнее - осень 2010 года. Окресности Мартовского.


Верхнее фото - осень 2007 года, нижнее - осень 2010 года. Окресности Северного.


Скорее всего теперь это единственные сохранившиеся снимки тех мест - при нашей жизни они уже не будут такими, какими мы их видели раньше.

От сосен, стоявших на торфяниках остались лишь пни. Деревья остались стоять только на островках с песчаной почвой - торф же выгорел целиком.

В это трудно поверить, но здесь была дорога - несколько километров насыпи по заброшенным торфоразработкам. Про неё знали единицы - редкие грибники, да мы.
В 2006 году мы проломили окончание заросшей насыпи до "большака", замкнув "кольцо"...


Обычно дороги умирают. Они зарастают, заваливаются, заболачиваются. По таким мы обычно и ездим. Эта дорога - погибла. Она сгорела целиком - несколько километров торфяной насыпи просто исчезли.

Ниже машина стоит на высоте старой насыпи - там песок. А над трубой в центре фото было больше метра торфа.

Подобные пост-апокалиптические пейзажи простираются на десятки и десятки километров.

А вот так теперь выглядят моховые болота. По ним точно также прошлись низовые пожары.

Несколько непривычные сочетания чёрного, зелёного и желтого цветов.

Впрочем, во всём можно найти положительные стороны. Как при проявке фотоплёнки, наружу проступили старые дороги и гати, которые заметить прежде не представлялось возможным.

Практически вся сеть заросших и заваленных узкоколейных усов обрела вторую жизнь. Её прочистили бульдозерами во время тушения пожаров - это были единственные "артерии", которые можно было использовать для отсечения огня.

Бульдозеры не церемонились - всё, что меньше 25 см в диаметре просто валилось ходом.
В результате эти дороги приобрели достаточно необычный внешний вид.

Так же произошло можно сказать знаменательное событие. Как известно, между озерами Шамьяры и Сорочье существует большой болотный массив. В своё время мы потратили немало усилий на поиск дорог с "правого" берега на "левый", исследуя все отвилки старых узкоколеек и дорог. В итоге одна такая сквозная "дорога" всё таки была нами обнаружена, но она шла по самому северному краю массива, и потому имела небольшую практическую ценность. Теперь же бульдозерами проложена новая дорога прямо по центру этого массива - хайвей "Шамьяры-Сорочье". Раньше мы проезжали там на квадрике по болоту, но на автомобиле просочиться сквозь прилегающий лес было невозможно. Сейчас же здесь можно попробовать проехать и на стандартной машине.

Единственное сложное место на этой дороге - вот этот участок между двумя грядами. Есть еще два похожих участка, но их бульдозер выскреб до дна и на них есть подобие гати из досок - они относительно легкопроходимы.

Здесь тоже можно проехать без лебёдки, главное осторожно выбрать траекторию - мы потратили некоторое время и загатили самые топкие участки. Вполне вероятно, что со временем здесь появится полноценная гать.

Но многие из прежних дорог и просек теперь намертво завалены упавшими деревьями, а другие, подобные вышеуказанным, просто исчезли. Добро пожаловать в новую реальность...

назад