Алтай - Укок - Тыва - Западный Саян

(дневник добровольной робинзонады)

31.07.10 день 1

06:53 пробег 0 км, +20С.

Выехали из дома. Планировали выехать в ровно в 6, но как обычно провозились. Запихивание вещей заняло много времени. Девчёнки на заднем сидении с непривычки пытались пожаловаться на тесноту. Еще бы! В ногах у каждой лежал собственный рюкзак с вещами, а между ними расположился пластиковый ящик с продуктами. Скоро они привыкли, перестали ворчать. Ящик использовали вместо стола, чтобы рисовать.

Едем по трассе М7. Эх, ватаным Татарстан! Всё ухоженно, поля возделываются, трава скошена и собрана в стога. Едем по мосту через Вятку. Вятка сильно обмелела.

09:30 И мы в Набережных Челнах.
11:24 И мы в Башкирии.

Заехали в Уфу. Небольшой перекус в машине. Жара +39 , поэтому решили из машины не вылезать без надобности. Большой красивый город. Проехали по проспекту Октябрь.

18:44 На пути мост через реку Сим. На том берегу реки, затуманенные испарениями возвышаются уральские горы, а вернее холмы. А еще там, вдалеке, виднеется дорожка в горку, которая просто забита ползущими вверх фурами. Мост ремонтируется, движение по одной полосе, регулируется светофором. По обочинам дороги за мостом и с той и с другой стороны расположились торговцы. Чего только здесь нет! Запчасти, ДТ, атласы, рации, игрушки, сувениры, надувные матрасы и даже надувные диваны! Все что нужно, настоящий набор туриста )). А еще, прямо от границы Челябинской области стоят мужики вдоль дороги и странно жестикулируют руками, разводят в стороны, а потом снова сводят перед собой. Мы долго думали, что же они предлагают? Версии были разные... Развал-схождение? Особый вечерний вид услуг?)) Куплю диз.топливо? Пытались даже снять на камеру, но не получилось. Оказалось, что всё тривиально - предлагают всего навсего дорожные чеки. Простояли в пробке около часа.

Ночевали на Седой горе недалеко от Миасса.

01.08.10 день 2

06:30 пробег 808 км +15С.

За ужин и завтрак израсходовали 5 л. воды и 220 г. газа. Едем дальше. Туман, уральские холмы в дымке. Впереди Челябинск. Дорога отвратительная. Только достаточно суровые челябинцы могут по ней гонять )). Очень много фур.

71 км до Челябинска - дорога прекрасная. Город красивый. Проехали по Свердловскому проспекту.

Ближе к вечеру наконец выключили кондиционер.

Не доезжая 90 км до Омска начилась сплошная полоса протяженностью 20 км, без возможности обогнать ползущие фуры. И вроде-бы дорога хорошая, без крутых поворотов и подъемов, обгоняй себе на здоровье... Если знаки расставлены не логично, значит скоро появятся сотрудники ГИБДД ))). И, сюрприз, в конце этого безобразия, машина гайцев, со всеми вытекающими для нетерпеливых. Завсегдатаи трассы знают, где затаился патруль доблестных блюстителей законов дороги. И как только миновали «засаду» фуры начали обгонять друг друга. Это зрелище не для слабонервных! Летят по встречке, просто не замечая ничего, что меньше их собственных габаритов.

Фуры... Везут товары народного потребления нам, потребителям, в обществе бесконечного потребления. Стараются. Тратят топливо, не спят ночами. Под тяжестью товаров выходят из строя дороги и мосты, а они все едут, все везут пресловутые, не понятно кому и зачем нужные товары. Так рассуждала я, пресытившись цивилизацией, и стремившаяся как можно скорее потеряться в чаще бездорожия.

Ночуем в поле в березовых посадках в полусотне километров от Омска. Погода налаживается, ночью было +5.

02.08.10 день 3

08:20 пробег 1728 км +10С.

Проехали Омск. Километров за 400 до Новосибирска увидели самые настоящие облака. За 100 км до Новосибирска указатель названия населенного пункта «Секты». Ничего себе названьице. Где вы живете? – В Сектах))).

16:45 мы в Новосибе. Проехали через Новосибирск по проспекту Петухова, и встали на Чуйский тракт.

Ночевать отправились, как обычно, в поля в 100 км от Бийска.

03.08.10 день 4

08:15 пробег 2666 км, +11С.

9:31 Бийск. Заехали в Горно-Алтайск, закупили продуктов. В Алтайском крае втречается сеть супермаркетов «Мария-Ра». Путешествие наконец начинается, дорога приобрела все три измерения. Предыдущие дни слились в один день дальнобойщика.

Едем по берегам Катуни по Чуйскому тракту. Весь тракт просто напичкан турбазами, кемпингами, коровами и лошадьми, просто отдыхающими прямо вдоль дороги.

Обедаем на р. Сёма под горой Тумануха. Берега реки замусорены. Мусорки есть, но люди видимо их игнорируют.

На Сёминском перевале накупили заказанных сувениров. На перевале Чике-Таман из-за обвала образовалась пробка. Решили не ждать, и поехали перевал по старому тракту.

2010-08-03_10-48-00
2010-08-03_14-06-16
2010-08-03_14-04-55
2010-08-03_15-21-36
2010-08-03_15-46-40
2010-08-03_14-39-52_P

На ночевку остановились на т/б "Кочевник" у Чибита, по соседству с такими же автотуристами. Хозяин базы вечером собирал «дань», которая, кстати составила 300 р., и поинтересовался, куда же мы направляемся. На Укок, ответили мы. На что он, покосившись на нашу витарку, сказал, что техника наша как-то легковата, вчера заезжали вернувшиеся оттуда ребята на серьёзных машинах - разложили на Укоке всю подвеску. Ну, поживем – увидим.

04.08.10 день 5

10:52 пробег ***** км, +**С.

2010-08-04_06-32-04
2010-08-04_06-27-14
2010-08-04_05-21-47
2010-08-04_05-18-54
2010-08-04_07-14-14
2010-08-04_06-34-54

Вернулись чуть-чуть назад по дороге к программным достопримечательностям - "Каменный Воин" и петроглифы Калбак-Таш. Вход на Калбак-Таш - 50 р. со взрослого, можно заказать экскурсию.

2010-08-04_08-41-42
2010-08-04_09-00-31
2010-08-04_09-01-51
2010-08-04_09-05-12
2010-08-04_09-06-07

Полюбовались на водопад Ширлак. Попытались залесть на самый верх, но здравый смысл победил ).

2010-08-04_10-06-50
2010-08-04_10-13-06
2010-08-04_10-14-24
2010-08-04_10-14-36
2010-08-04_10-22-28
2010-08-04_10-23-27

Заехали в Акташ в пограничное управление ФСБ за пропусками. Строгая пограничница заявила, что документы на оформление сдаются только заранее и рассматриваются месяц, но заявление взяла. Ну а пока мы едем на Учар. Если пропуска по приезду будут не готовы, будем офромлять их в Кош-Агаче.

Спустились в долину Чулышмана, перевал Кату-Ярык - внушительно зрелище. Остановились в устье Чульчи на одноименной турбазе.

2010-08-04_12-32-04
2010-08-04_15-01-06
2010-08-04_15-08-50
2010-08-04_15-04-30

05.08.10 день 6

Утром встали, позавтракали и бегом на переправу. Предстояла прогулка до водопада «Учар», что значит «недоступный». Переправились на другой берег реки Чулышман на моторной лодке за 500р (туда и обратно). За посещение Алтайского Государственного заповедника взимается небольшой рекреационный сбор (100 рублей со взрослого).

Сначала шли по долине, а потом тропа превратилась в горную тропку метрах в пятидесяти-ста выше уровня реки Чульча. Стояла жара. В долине было почти безветренно, солнечно, но свежо. Вокруг росли пахучие травы. Стоило только наступить на алтайскую полынь, как она издавала приятный аромат.

А сколько там всего растет! Скудные знания ботаники, а точнее их отсутствие, не позволяют мне перечислить и хотя бы с десяток алтайских растений, произрастающих там. Хотя, я узнала одну травку, называется она тархун. Так же как одноименный напиток детства. Вообще, это сорт полыни, но не горький. Набрала немного с собой, чтобы сварить с сахаром.

Дорожка до водопада не давала скучать. То подъемы, то крутые спуски, ручьи. С нами вместе вышло несколько групп по 5-7 человек в сопровождении гидов. Видно туристы частые гости здесь, поскольку переправы через ручьи выложены большими упавшими деревьями, а на одном участке даже вывешена страховка вдоль отвесной стены.

Трекинговые ботинки оказались очень кстати. В одной из групп была девушка в туфельках с небольшим каблуком. Вот это действительно экстрим.

2010-08-05_08-01-42
2010-08-05_09-19-47
2010-08-05_10-17-36
2010-08-05_10-34-15
2010-08-05_11-45-44

Так мы шли с остановками для фотосессий и отдыха. Когда водопад стал виден и мы поняли, что топать еще долго, а жара стала донимать, приуныли. Хотелось пить и купаться, что мы и сделали, когда дошли до водопада.

Водопад прекрасен! Всё! Дальше только фотографии.

2010-08-05_12-16-59
2010-08-05_12-33-25
2010-08-05_12-26-45
2010-08-05_12-26-17
2010-08-05_12-25-06
2010-08-05_13-07-22
2010-08-05_12-24-13
2010-08-05_08-56-14
2010-08-05_16-16-13
2010-08-05_17-52-25

Вся прогулка составила 17 км. На "Каменные грибы" решили не идти, а ограничиться завтра съёмкой с другого берега. Вечером варили и пили тархун. Да, у самого водопада встретили экипаж казанской машины! Ниссан навара, тоже едут на Укок в три машины (кажется с барнаульцами?), договорились там и встретиться :).

06.08.10 день 7

Утром попрощались с обитателями турбазы и поехали обратно в Акташ за пропусками. Иногда вылезало солнце и удалось немного поснимать долину Чулышмана.

2010-08-06_05-38-31
2010-08-06_05-37-47
2010-08-06_05-57-47
2010-08-06_05-58-14
2010-08-06_05-59-35
2010-08-06_06-46-21
2010-08-06_08-59-09
2010-08-06_09-19-45
2010-08-06_12-31-24
2010-08-06_13-29-07

В Акташе нам сказали, что пропуска сделали, но они на подписи у начальника, и забрать можно будет ближе к вечеру. Тем временем прокатились по курайской степи в сторону Актру, посмотрели на недостроенную ГЭС на Чуе. Потом взяли пропуска, вернулись на понравишуюся турбазу «Кочевник» и устроили банный вечер для поднятия морального духа.

На турбазе стоит очередная группа "вернувшихся с Укока", новосибирцы, на подготовленной технике. Попытался узнать у них много ли воды в Джазаторе - получил два противоположных ответа, и типичный "авторыночный" вопрос - "а какая у вас машина?" :-) Ехать через Бугумуиз не советуют, но мы и не собирались, про брод выше по течению не знают.

07.08.10 день 8

10:15 пробег 3730 км +**С.

Направляемся на Укок, по пути продолжаем съёмку окресностей.

2010-08-07_07-38-35
2010-08-07_08-03-49
2010-08-07_07-52-07_P
[панорама]
2010-08-07_07-54-34_P
2010-08-07_08-37-40_P
[панорама]

11:47 Кош-Агач. Кош–Агач оказался большим поселком. Насчитали 5 заправок и сеть магазинов «Корзинка».

Едем через пограничный пост. Сначала попробовали заехать на Укок через перевал Акколь, но в верхнем броде через Джазатор оказалось воды по пояс - не для нас. Поехали как все, через Теплый Ключ. Перед самым перевалом с нас взяли 400 р рекреационного сбора (200 р со взрослого) за въезд в «зону покоя Укок».

Дальше наверх к перевалу. Дорога очень каменистая. Здоровые булыжники приходилось ювелирно объезжать. На перевал потратили часа 4, в основном на 1-й пониженной. На спуске встретили шишигу, набитую туристами. Кроме изумления, в их глазах читалось возмущение - "нас обманули! сюда можно заехать на обычной блестящей машине!".

2010-08-07_12-06-16
2010-08-07_11-29-36
2010-08-07_15-48-23
2010-08-07_16-14-30

20:42 пробег 4000 км +9С Укок. Заночевали прямо вдоль дороги, с видом на прекрасные вершины Табын-Богдо-Ола. Кругом согра, нашли сухие кочки с норками, там и расположились. Сеть норок была объединена узенькими тропами, похожими на бобровые.

08.08.10 день 9

09:23 пробег 4008 км +9С. Быстрый завтрак самозаварными кашами «Русский продукт» и вперёд!

2010-08-08_05-09-00_P
[панорама]
2010-08-08_05-15-11
2010-08-08_05-12-31
2010-08-08_06-01-51
2010-08-08_07-18-56
2010-08-08_05-31-01
2010-08-08_07-16-32_P
2010-08-08_07-25-10_P
[панорама]

Вскоре встретили двух мужчин на Уазе Патриот. После приветствий, они поведали что вчера они продвинулись еще примерно на 20 км по дороге дальше, и уперлись в страшную лужу у колючки. Нашли объезд, по которому ездят обычные УАЗики, внимательно его изучили, и решили не рисковать, утешая себя тем, что мол, Укок он вот здесь, и вокруг приблизительно один и тот же пейзаж. Посему, наши «патриоты» развернулись и заночевали, где мы их и встретили.

Мы не будем геройствовать, решили мы, и если всё так, как они расписывают, тоже развернемся.

2010-08-08_07-19-06
2010-08-08_07-29-04
2010-08-08_05-11-32
2010-08-08_08-04-02

Продвигаясь дальше, встретили «Садко» с туристами. Водитель спросил курить, потом спросил куда едем. Пристально посмотрел на нас сверху вниз и сказал - проедете. Радостно заколесили дальше.

Доехали до лужи, в которую не сунулся «патриот». Разведали – действительно глубина не для нас. Посмотрели на объезд - неглубоко, но топко, и колея не под наш просвет. Но он короче лужи на порядок. Решили замостить его булыжниками. Вытащили барахло из машины и привезли два рюкзака по 80 литров камней из ближайшего "карьера", оказавшегося метрах в трёхстах. Процесс занял часа полтора, при этом активно использовался детский труд :).

Когда мы уже заканчивали дорожные работы, прикатила веселая компания очередных новосибирцев на подготовленных машинах. Лужу они конечно радостно проехали, попутно снимая местную достопримечательность - нас. Предложили перетащить нас на тот берег лебедкой с заглушенным двигателем - мы вежливо отказались. Нам ведь здесь ещё и обратно ехать, и таких добрых джиперов у лужи может уже и не быть :). А вскоре мы поехали дальше.

2010-08-08_10-21-53_P
[панорама]
2010-08-08_08-11-18
2010-08-08_10-58-37
2010-08-08_10-36-08
2010-08-08_11-48-46
2010-08-08_11-21-52_P

Проехали мост через Ак-Алаху, посмотрели на курганы. Их тут гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, причём как древних, так и относительно недавних. Очевидно, что распиаренная "укокская" якобы "прицесса" - лишь вершина айсберга.

2010-08-08_12-07-59
2010-08-08_12-12-03
2010-08-08_12-08-56
2010-08-08_12-13-47
2010-08-08_12-20-11
2010-08-08_12-19-09

Так, неторопясь, к вечеру мы доехали до озера Кальджин-Коль, где и заночевали. Вечером и ночью шёл самый настоящий дождь с грозой, мы уже забыли, что такое бывает!

2010-08-08_14-45-44
2010-08-08_15-24-06
2010-08-08_16-00-08
2010-08-08_15-41-08
2010-08-08_14-34-41_P
[панорама]

09.08.10 день 10

10:24 пробег 4057 км +8C

Покидаем озеро Кальджин-Коль и направляемся обратно.

2010-08-09_07-59-18_P
2010-08-09_06-54-14
2010-08-09_06-50-49
2010-08-09_07-48-34
2010-08-09_08-11-19

Решили заехать на "челябинскую" погранзаставу. Пограничник забрал документы, чтобы сделать о нас запись в журнале. Пока ждали наблюдали как другой пограничник возится с домашними животными. Он пытался выгнать двух жеребят за пределы заставы, огороженной колючкой, но те ни в какую. Плетка и камешки не помогали. Служивый попросил нас отогнать машину от ворот, чтобы лошади выбежали, но и это не помогло. Зато через освобожденный проход выбежали две упитанные хрюшки и весело хрюкая поскакали в сторону гор. И без того замученному парню пришлось еще гоняться за свинками. Оказывается, когда свиньи бегут, уши хлопают им по глазам )). Вобщем, веселились.

2010-08-09_08-14-01_P
2010-08-09_08-14-32_P

По пути назад нас то и дело заставал дождь, снег, и даже град. Уже привыкли к огромному количеству всевозможной живности вокруг, едем как в зоопарке. Много сусликов, сурков. Видели цапель, удотов, соколов. Сурки....сурки....сурки....суслики....суслики......много.... В основном, сурки пугливые животные, завидя машину, они сначала превращаются в камень, цвета пожухлой травы (вообще, на укоке все было цвета пожухлой травы: камни, трава, суслики, сурки), а потом, если приближаешься, быстро убегают. Только однажды повезло. Сурок стоял на задних лапах напротив меня на расстоянии 20м и тявкал, я тявкала в ответ. Мы тявкали 2 минуты)). Наверное он подавал сигнал об опасности своим сородичам, но увлекся, а может пытался меня напугать.

2010-08-09_08-45-10
2010-08-08_11-59-38
2010-08-09_09-43-18
2010-08-09_09-49-50
2010-08-09_10-13-11
2010-08-09_13-02-29
2010-08-09_13-06-34
2010-08-09_13-06-47
2010-08-09_13-38-24
2010-08-09_13-39-38
2010-08-09_12-28-46
2010-08-09_12-24-44
2010-08-09_13-38-18

Вернулись к «страшной луже» и попробовали использовать наш замечательный вымощенный объезд. Но за время нашего отсутствия его явно раскатали гудричами вглубь, пришлось применять домкрат и камни, проковырялись час.

Сунулись в отвилок через колючку в сторону Табын-Богда-Олы. Заехали посмотреть на заброшенную заставу Аргамджи. К вечеру вернулись под перевал Тёплый ключ и заночевали в складках местности.

2010-08-09_14-02-55
2010-08-09_17-20-20
2010-08-09_17-21-18
2010-08-09_17-21-26
2010-08-09_17-20-37_P
[панорама]

10.08.10 день 11

10:04 пробег 4120 км +7C

С утра штурмуем перевал с другой стороны. В самом конце спуска встретили ту самую казанскую навару в сопровождении японской буханки и ещё какого-то джипа - как и договоривались :). Они ездили на Телецкое озеро, и до Укока доехали только сейчас. Глаза у всей команды уже круглые, хотя для них перевал только начался. Посоветовали им не торопиться, пожелали удачи. Резина у них хорошая, должны проехать.

2010-08-10_05-40-24
2010-08-10_05-39-49
2010-08-10_08-48-29
2010-08-10_11-06-04

К вечеру вернулись с Укока на "большую землю" в Кош-Агач, закупили продукты и заправились. Из потерь - слегка подрихтованый глушитель. Направляемся в Тыву. Перебродили Бугузун, воды не очень много. Заночевали через несколько километров после брода в складках местности. Дождь не кончается до утра.

11.08.10 день 12

09:44 пробег 4302 км +4С.

Кажется дождь стих. Облачно. Едем вдоль реки Бугузун к перевалу Бугузун. Пошел мокрый снег. Забрались на перевал. Позади Алтай, впереди Тыва. Перевал попроще Тёплого Ключа, но расслабиться не дает.

2010-08-11_06-25-12
2010-08-11_08-49-37
2010-08-11_08-49-55
2010-08-11_09-59-18

За перевалом на броде через очередной ручей встретили экипаж из двух машин, «ниссан террано» 116 рег и «тойота 80» 89 рег. Всегда приятно поздороваться с земляком! Здесь это как-то трепетно всё происходило. Представляю, как если-бы на мосту миллениум в пробке все так радовались тому, что все они татарстанцы, и у них у всех на машинках есть эти одинаковые цифирки 16, вылезали бы из своих внедорожников и приветствовали друг друга теребя рукопожатием и улыбались. Абсурд, не правда ли? А здесь, в республике Тыва за 4000 км от Казани, всё происходило примерно так.

На подъездах к Ак-Холю позанимались физическими упражнениями в броде через Шингылдырак. В очередной раз применяли домкрат к колёсному диску, да и вообще к разным другим местам.

2010-08-11_10-19-36
2010-08-11_11-01-03
2010-08-11_11-22-01
2010-08-11_11-58-30
2010-08-11_12-52-04

К вечеру прибыли на озеро Хиндиктиг-Коль, что переводится с тувинского как озеро с пупом. Озеро большое, очень красивое, с двумя островами. Настоящая тувинская жемчужина и самый интересный эпизод поездки. Вечером, с северозападной стороны озера надвигалась туча, штормило. Земля (ну т.е. болото конечно же) вдоль берегов дрожала от наката волн. Казалось, что это духи Монгун–Тайга грозят проклятьем нарушителям их покоя )).

2010-08-11_12-52-12
2010-08-11_12-55-25
2010-08-11_14-26-32
2010-08-11_15-14-29
2010-08-11_15-30-47_P
2010-08-11_15-27-56
2010-08-11_15-29-03
2010-08-11_15-30-07
2010-08-11_15-31-44
2010-08-11_15-31-55
2010-08-11_15-32-45_P
[панорама]

12.08.10 день 13

09:04 пробег 4371км +1C.

Начинаем движение в сторону Мугур-Аксы. Дорога идёт прямо по воде, по кромке озера. И вскоре упирается в болото. Видимо раньше дорога так и шла по кромке озера, но сейчас по озеру ехать глубоко, по болоту долго и рисковано. Костя пошел на разведку. Обидно было бы разворачиваться, да и бензобак ненеиссякаемый. Оказалось впереди много промоин и ручейков, болото тянется километра два. Я думала Костя развернет, но не тут-то было! Ну да ладно.

Все вылезли из машины, сдули колеса, и медленно-медленно, разведывая колею лопатой, подкладывая булыжники продвигались вперед. Дети, привыкшие к суровым условиям, высадились на большой камень и весело болтая рисовали.

Через пару километров ничего не кончилось. За холмом очередная низинка - и всё сначала.

13:21 Кажется все прошли. Нет, за холмом очередная низина. И в ней мы встречаем УАЗ, буксующим в болотистой колее, и без того уже по днище накрепко скованный согрой. Вокруг суетится десяток тувинцев, разговаривающих на тувинском, естественно. Попросили их дернуть - легонькая витарка шлифовала болото )). Среди местных был пожилой человек, но вполне бодрый, местный бабай Алексей. Показал корочку егеря, сказал, что он рыбак и живет на острове, что он здесь начальник и должен всех проверять. Очень улыбчивый, интересовался куда мы и от куда, попутно отдавая команды добрым молодцам.

А теперь - обещанная байка про Домкрат.

Когда после очередного бродика мы поднимались из низины, то увидели вдали отплывающую от берега в сторону острова лодку. "Рыбаки" - подумали мы, и окончательно забравшись наверх увидели впереди УАЗик. Вокруг него ходила толпа народа, и не было сомнения во-первых в том, что он сидит, и, во-вторых, в том, что сегодня мы видели именно его свежий след (502-я резина). Верх военных мостов едва торчал из жижи. Сразу было непонятно, как такая толпа народа могла поместиться в эту машину, но постепенно выяснилась вся история.

УАЗик с тремя рыбаками крепко сел, на помощь ему из поселка выехала буханка с подмогой, но тоже села в предыдущей (с нашей стороны следующей) низине за холмом. Ну а еще тут был местный егерь ("большой начальник, Алёша" - как он представился) с помошником. Так и набралось более десятка человек. У рыбаков, само-собой, не было ни троса, ни домкрата, ни лопаты. В общем, достали мы все своё, попробовали дергать с более-менее сухого места. УАЗик конечно слегка шевелился, но было очевидно, что пока мы сами на болоте, ничего не выйдет. Начали откапывать колеса, попытались поднимать нашим домкратом за ступицу, смогли оторвать колесо сантиметров на пять. "Плохой домкрат" - заявил Алексей - "скоро принесут хороший, уже ушли". "Наверное какой-то гидравлический лежит в буханке, и за ним ушли" - подумал я. Даже ненароком промелькнула мысль про хайджек.

Долго-ли, коротко-ли, мы откапывали колеса дальше, и тут раздался возглас - "Несут!". Я взглянул в сторону холма, за которым должна была быть буханка, но никого не увидел. И тут я посмотрел в сторону озера. От берега несколько человек молча, размеренно, с почтением, несли Его. Домкрат. У берега стояла лодка.

Увидеть здесь вагу было несколько необычно, ближайшие деревья - километрах в 15-ти в сторону поселка. Но удивительным было не это. Тут до меня дошло, что лодка, которую мы видели вначале, плавала за этим здоровенным бревном на остров. "Ну вот, хороший домкрат" - обрадовался Алексей - "сейчас вытащим". Само собой, через 15 минут все колеса УАЗа поднялись на полметра и стояли на камнях, и назад мы выдернули его легко и непринужденно. После чего Домкрат опять понесли к озеру. Алексей, хранитель Домкрата, еще раз заметил - "Хороший домкрат". "Возить неудобно" - попытался слабо возразить я. "На крышу привязать, даже тебе можно" - улыбнулся Хранитель. "Привязать-то можно, а куда десять человек девать?" - отшутился я. Домкрат погружали в лодку.

И только тут я понял, что это тот самый, Изначальный Домкрат. Который был дан людям богами и хранится с незапятных времен на острове на далёком неприступном горном озере. От которого и пошли все остальные домкраты. Лишь раз в тысячу лет Хранитель (действительно, большой начальник) достаёт Его из ниши в скале. Все думали, что Он давно утерян. Но мы видели и трогали Его. Мы стали свиделями и участиками древнего ритуала - редчайшая удача и величайшая честь, которая может выпасть смертным.

2010-08-12_10-38-31
2010-08-12_11-21-56
2010-08-12_11-22-37
2010-08-12_11-23-59
2010-08-12_12-59-38_P
[панорама]

После всех приключений мы покинули гостеприимное озеро, и забрались на ближайший перевал. Там мы провели около часа, просто обозревая и фотографируя окресности.

2010-08-12_13-00-59
2010-08-12_13-01-11
2010-08-12_13-01-39
2010-08-12_13-15-45_P
[панорама]
2010-08-12_12-23-40_P
2010-08-12_13-12-33_P
2010-08-12_13-12-08_P
2010-08-12_13-14-56_P0
[панорама]
2010-08-12_13-11-07
2010-08-12_13-16-46
2010-08-12_13-09-41

Заночевали в настоящем лесочке с лиственницами недалеко от р. Каргы.

13.08.10 день 14

07:58 пробег 4392 -1C.

Утром был иней и туман. Нас разбудили местные домашние животные - юрта в паре километров ниже по течению. Бродим Каргы и дальше едем по левому берегу.

2010-08-13_04-20-22
2010-08-13_04-19-52
2010-08-13_04-48-14
2010-08-13_05-49-31

Доехали до Мугур–Аксы. УАЗик здесь - это стандартная легковая машина, других просто нет. В основном буханки. Поэтому и дороги соответствующие. Видели одного пижона на ниве. Ещё видели автобус и удивились. Приглядевшись поняли - в салоне сено!))).

2010-08-13_06-41-46
2010-08-13_07-27-12
2010-08-13_07-31-08
2010-08-13_08-12-13
2010-08-13_08-59-26

Проехали пару перевалов. Едем вдоль реки Барлык. Дорожку вдоль реки можно смело назвать Барлыкский тракт, наподобии Чуйского. Начинается щебёнка прямо вдоль монгольской границы, до Монголии иногда меньше километра.

2010-08-13_09-33-30
2010-08-13_10-22-32
2010-08-13_13-18-02
2010-08-13_13-49-47
2010-08-13_14-02-22

14:00 мы на настоящем асфальте! Едем на заправку и домой! Проехали 2 поста ДПС, где переписывают документы всех, кроме обладателей авто с номерами региона Республики Тыва.

К вечеру въезжаем в Хакасию и ночуем на турбазе "Cнежный барс". Название такое родное, чуть не плачу!)))) Там хорошо все организовано, и чисто, и красиво, и всё есть.

14.08.10 день 15

09:00 пробег 4853 0C

Спускаемся с с гор, теплеет. Да и горы постепенно сходят на нет. Сначала начался "урал", а потом и вовсе "ватаным татарстан".

2010-08-14_07-13-56
2010-08-14_07-09-51
2010-08-14_07-10-21
2010-08-14_08-09-17

Заехали посмотреть на Саяно-Шушенскую ГЭС.

2010-08-14_11-54-25
2010-08-14_11-56-05
2010-08-14_11-55-42
2010-08-14_11-59-10
2010-08-14_12-05-55

Закупили продукты в Абакане. Опять жара. Ночевать остановились в кемпинге «Приют странников» на солёном озере Шира. Степной заповедник Хакасии. В Шире были, хоббитов там не видели )).

15.08.10 день 16

09:30 пробег 5438 ?С.

Пасмурно и дождливо. Начиная со вчеращнего дня на полях вдоль дорог очень часто встречаются курганы, причём никакого ажиотажа вокруг них нет.

2010-08-15_06-42-34
2010-08-15_06-43-15

За Ачинском поменяли масло в коробке, на всякий случай. Правда предварительно пришлось пройти квест по его поиску.

На трассе местные часто не заморачиваются по поводу включения фар. Выходишь на обгон - и чудом замечашь в дожде серую машину. А другие похоже считают свои японские вёдра болидами формулы-один, причём единственными в этих местах, и смело выходят на обгон тебе в лоб. Шансов успеть у них при этом нет никаких, поворотниками они тоже себя не утруждают, и предсказать их дальнейшие действия невозможно. Видимо не могут поверить, что навстречу кто-то может ехать быстрее них. Несколько раз приходится жестко оттормаживаться, причём каждый раз ситуация повторяется во всех деталях. После второго раза даже вышел и проверил горят ли у меня фары :). Наверное это влияние дождя и магнитных бурь.

Дождь так и не кончается до вечера. Заночевали в полях недалеко от Уртама в Томской области.

16.08.10 день 17

07:55 пробег 6199 +6C.

С утра пасмурно. Через сотню километров обнаружился боковой порез на заднем колесе с внутренней стороны, потеряли пару часов на ремонт (в Колывани).

Скучная сибирская равнина с болотами вдоль дорог, похожими на полянки. Березки на этих полянках совсем без листвы, как столбы. Дети назвали их сигаретками.

В Омске по инерции поехали по указателям на Челябинск, и чуть не уехали в Казахстан - но вовремя спохватились.

Ночуем за Омском в посадках там же, где и на пути туда. Днем временами дождь, к вечеру солнце.

17.08.10 день 18

05:30 пробег 7107 +11C.

Перешли на московское время. Ясно. За Челябинском не выдержала заплатка на колесе, опять поменяли на запаску, и решили забить до дома.

18:30 Заповедник Зюраткуль. За въезд взяли 120 р. Остановились в "Китовой пристани" на озере Зюраткуль. Здесь много скульптур из дерева, а домики оформлены в деревенском стиле. Правда есть и дворцы, но они тоже стилизованы под городок «в гостях у сказки». Спали в маленьком уютном домишке с вывеской «Острог каторжный» на двери. За ночь взяли 1200 р + 50 р за машину.

18.08.10 день 19

10:30 пробег 8136 +12C.

Попытались устроить дневку, но дети всё облазили за час.

2010-08-18_08-19-46
2010-08-18_08-13-43
2010-08-18_08-16-16
2010-08-18_08-20-22
2010-08-18_08-21-59
2010-08-18_08-22-50
2010-08-18_08-25-56
2010-08-18_08-28-59
2010-08-18_08-30-03
2010-08-18_08-30-50
2010-08-18_08-31-38
2010-08-18_08-32-12
2010-08-18_08-32-29
2010-08-18_08-34-16
2010-08-18_09-26-55
2010-08-18_09-38-41
2010-08-18_09-39-00
2010-08-18_09-47-20

В итоге прокатились на лодке по озеру и поехали, все бьют копытом, хотят домой.

И опять - "Рации, ножи, новый атлас" - стандартный и видимо самый востребованный набор уральского путешественника. Непосвященному покажется, что это набор партизана или диверсанта, что на урале готовят восстание. И если с деньгами и двумя стволами рациями и ножами все примерно ясно, то "новый атлас" - это очень интересная деталь. Это вовсе не по новому поделенная страна, как может показаться. Это просто крик души - все надеются найти в этом новом атласе какую-то новую дорогу, отличную от той, по которой они едут. Может быть она уже строится. Ну или хотя бы в планах, и уже нарисована на карте. Вообщем, тема для диссертации "дорожные вывески как зеркало русской души".

На самом деле фуры приезжают сюда умирать. На каждом перевале стоит хотя бы одна.

Под Челнами поужинали в кафешке. Подъезжаем к Казани в свете молний. В первый раз за поездку едем ночью.

19.08.10 день 20

Мы дома! Выгружаемся и спать!

P.S. В основу дневника легла бумажная версия, которая велась на ходу. Время иногда местное, иногда московское. Расстояния записаны с одометра и поэтому занижены. Иногда они утеряны. Вообщем не придавайте этому особого значения - правильные цифры можно посмотреть в техническом отчёте. Дневник вела Ольга, добавления мужского рода - мои, это не раздвоение личности :-)

назад