Южный Урал, 10-20.08.2006

Сначала о составе, чтоб потом было понятно. Экипажей было то 3, то 4.

1. УАЗ. Пилот - Димон, штурманы - Дунаич и Шурик Кашеваров.
2. Тойота Земляной Круизер. Пилоты - Лариска и Ленка, штурманы они же, попеременно. Пассажир - Ларискина дочь Саха Крупная, 13 лет.
3. Тойота Хилух ака Луноход. Пилот - я, штурман - Серега (14 лет), пассажир - дочь Саха Мелкая, 6 лет.
4. УАЗ. Пилот - Сашка Ярославцев, штурман - его жена Жана (с одной "н", не Жанна!), пассажиры - их дочери Элина и Вика (возраст школьный, младше Сереги).

ДЕНЬ 1, ЧЕТВЕРГ, 10 АВГУСТА

Казань.
10 утра. Залили 40 литров.

Чистополь.
не доезжая, потек задний мост. Гаишник сказал. Залили ТАД-17.

Ленино.
Шопинг. Фотографирование. Места боевой славы Ларки и Ленки (7 класс, геодезия).

Обгонявшая нашу колонну зубила сфоткала через открытое окно участников автопробега. Ну, мы поулыбались.

Альметьевск.
Мост скорее жив, чем мертв. Не текет.

Азнакаево, 16.00.

Заблудились. Вечерело. Долго смотрели карты и пожалели, что не взяли глобус. Карты на компе - рулез, конечно, но заблудиться это никогда никому не мешало.

Пройдено 319 км. А по моему спидометру 260. Врет он не слабо и верить ему низзя.
Расход топлива наверное окажется 10 л на 100 км. 100 км проехали - 1/4 бака ушла, 200 км - 1/2 бака, 300 км - 3/4. А бак 40 л. Так что 10 л / 100 км и будет. Вот и хорошо.

Сашка меняет ремень генератора. Щас поменяет и дальше поскребемся.
Время 5-й час, а кажется, что больше, солнца нет, все небо постепенно перестает мне нравиться. Не было бы чего.
Еще минут через 5.
Гремит гром! Начинают капать какие-то капли сверху.

Тут мы задержались надолго - Сашка и Лариска осуществляли спасательную миссию, вытаскивали из грязи увязшие по бампер на обочине местные брюхоножки. Две штуки. Дождь кончился. Был очень сильный. Снова солнце.

Бугульма.

Заблудились и зачем-то проехали через весь город, петляя по улицам. Потреряли Ярославцева. Надо было объехать сей достославный город.

Ура, наконец-то заправка! Какая-то деревня Александровка. Но ее нет на карте. Залили 40 л.

Заехали в Башкирию. Остановились ночевать в какой-то роще у края поля. За 1-й день мы прошли ровно 444 км.
Ночью опять была сильнейшая гроза.

ДЕНЬ 2, ПЯТНИЦА, 11 АВГУСТА

Проснулись в 7.30. Варили щи. Чинили трахомы. Делали сапуны на обе Тойоты. Колеса качали.
Выехали в 10.00. Нет, не тут-то было. Сашка не может завести свой танк. Какой-то провод забыл вчера прикрутить. А, оказывается, у него где-то пережался топливный шланг. Выехали в 12. В 12.30 опять что-то остановились - поговорить-починить. Опять у Сашки полчаса что-то чинили. Датчик топлива вроде глючит. Или само двигло.
У первого попавшегося магазина з/ч Сашка остановился и купил датчик таки.
Димон тут по ходу тоже не тянул и пущал черный дым.
Стоим около какого-то локал парадайза. Кто ушел за провизией в магазин, кто пишет дневник и считает расходы на продукты, кто уехал на разведку. (Димон в смысле). Сашка купил датчик, но пока не ставит. Пока с горя затраты на продукты посчитаем (пару страниц из дневника опускаю, за неинтересностью).

При попытке объехать Уфу по объездной дороге попали в офигенную пробку. Там ремонт дороги со всеми вытекающими. Вырвавшись из пробки, Димон тут же остановился - тормоза вроде заглючили. Стоим, офигевая от медленности движения сегодня вообще.

Дер. Тикеево.
Залили 30 л, хоть была еще 1/4 бака. Залили еще 20+20+30=70 л в канистры. Ибо потом заправок может и не быть. Скоро начнется непосредственно район путешествия, в который мы и стремимся. Через 60 км - Сим, Челябинская область. А пока мы в Башкортостане. Начался горный серпантин. Проехали Сим.
Мы в Челябинской области. После Сима вскоре свернули вправо и поехали на ночевку. Расход сегодня около 40 л. Проехали 300 км примерно.
Подъемы в районе Сима ужасные, машины еле ползут колонной. Где на 3-й передаче, тапка в пол, со скоростью 30 км/ч, где уже на 2-й, а где и на 1-й - тащимся за какой-нибудь фурой, порой останавливаясь.

Ночевка у реки Сим на живописном берегу, недалеко от пещеры Игнатьевской

ДЕНЬ 3, СУББОТА, 12 АВГУСТА

Утром было несколько сильных кратковременных дождей, но почти вся группа искупалась или помыла голову в ледяной и мелкой (по колено) речке с каменистым дном.
Потом пошли в Игнатьевскую пещеру. Пожалели, что заранее не позаботились о новых фонарях, а то у наших уже почти сели батарейки. Но ничего, и так сходили - бесформенной разношерстной толпой, с детьми - 6-14 лет, опыт спелеологии у одного Дунаича.
Пещера расположена высоко над рекой, наверх ко входу ведут деревянные ступеньки, в пещеру железные ворота.
Обследовали несколько проходов, в особо узкие лезли не все, а только особо продвинутые. Красиво. Главная достопримечательность пещеры - икона (похоже, нерукотворная, но не факт, то ли камни так натекли, то ли слепил кто - барельефчик на скале). Находится в обширном гроте, куда ведет 3-метровый шкуродерный лаз.
По плохо проверенным данным, там жил старец Игнатий, а может это был сам князь Константин - брат русских царей. Но все это не факт.

Готовим плов, потом хотим ехать дальше. Спускаем шины до 0,8, чтоб подняться отсюда в гору. Вчера мы спустились сюда по крутой каменистой тропке на 1-й пониженной. Тропа каменистая, а по лесу ехали по натуральным болотам, не хуже марийских. Я вляпалась в дерево самой серединой переднего бампера, со всего размаху. Нажала на сцепление вместо тормоза.

Все это происходило близ д. Серпиевка.

Лариска, дочь геолога, с утра провела геологическую разведку. Приволокла кусок "чароита" кг на 10. Димон сделал скол молотком и обнаружил, что это простой известняк, покрытый зеленым мхом или тиной. Ржали. Дразнили Лариску куском "зеленита" на 10 кг.

13.00.

Пообедали и поехали дальше. Теперь проблема выехать из поймы реки после всех этих дождей. Спустили шины до 0,8. Подъем весьма крут. Сначала глина мокрая, потом крутая каменистая тропка.
Димон вывел Луноход со 2 попытки, объехав глинистый участок по траве.
Наш УАЗик выехал с 1-го раза, нагло, по-дизелевски, с равномерной медленной скоростью и спокойным урчанием. Вел его Шурик Кашеваров.
Сашкин УАЗик вдруг продемонстрировал полное отсутствие переднего моста (вчера он еще был) и лебедился.
Лариска сначала долго спускала шины, примеривалась, вдохновляла 1-ю передачу (она вчера не втыкалась, сегодня воткнулась) и хабы не с первого раза врубились, а потом въехала в гору как нефиг делать.

Потом все стояли наверху и пытались завести с толкача Сашкин УАЗик - он что-то ерепенился и ехать не хотел. Завели.
Теперь Димон чинит замок зажигания. Ничего сделать нельзя. Но внезапно замок починился.
Теперь мы пытаемся разъехаться со встречной Нивой. Отговорить ее спускаться туда не удалось. Ну что ж, пусть едет.

Далее поехали по асфальтовым дорожкам местного значения от деревни к деревне, среди лесов и между гор. Дороги жутко петляют, то спуск, то подъем.
Доехали до Катав-Ивановска. Не знаю, деревня это, поселок или город - но он слишком маленький для наших машин. С трудом вписываемся в повороты на перекрестках. Все какое-то игрушечное здесь. Узкие улицы (асфальтированные) уходят серпантином вверх. Тут полно дорожных знаков - главная дорога, автобусная остановка, пешеходный переход. Светофоры есть. Прикольно.

После Катав-Ивановска ехали вдоль и поперек реки Катав. Асфальт кончился сразу, ехали по улучшенной грунтовке. Потом с нее свернули и ехали по жесткому уральскому оффроуду. Он такой жесткий и каменистый, что в принципе позволяет преодолевать его не лебедясь.
Уперлись в табличку и шлагбаум. "Южно-Уральский заповедник. Вход и въезд запрещен." Хотим егеря и заплатить за въезд.
По щучьему велению, приехел егерь на мотоцикле. Запросил 7 тыр за проезд к Иремелю по ихней отстойной дороге через заповедник. Ничего особенно красивого, интересного или медом намазанного там нет. Поэтому мы развернулись и проехав назад до приличной полянки решили заночевать, а завтра поехать на гору Иремель по другой дороге - бесплатно, не через заповедник. Встаем на ночевку прямо на дороге.

ДЕНЬ 4, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 АВГУСТА

С утра дождь. ИМХО тут на Урале к дождям следует относиться как к регулярной необходимости пойти пописать в кусты. Без лишних надежд и ненужного пафоса.

Димон починил мне бибикалку методом постучания по ней молотком. Залил мне солярку из запасных канистр. Дождь так и льет.

Едем по очередной лесной дороге. Вместе с ручьями стекаем вниз. Проезжаем лужи и всякие грязьки. Они все щедро снабжены камнями, так что не застрять.

Переехали какой-то бурный ручей и остановились. Сашка поломал натяжной ролик. Поменял. Все веселятся – кто руки с фейри помыл, кто залил воды в омыватель. Дело уже за полдень, но дождь еще не кончился, не хочет соблюдать правыило “ранний гость до обеда”. Небо непростительно серое. Дети (наш Сирь и Элина с Викой Ярославцевы) топчутся на крыше Димонового УАЗика. Играть в ГП на GAME BOY им уже надоело. Саха наша цветочки собирает, как обычно. Погода стоит совершенно халявно теплая. Ночи теплющие, спать жарко. Мы такого никак не ожидали, набрали теплых вещей. Август как-никак, Урал к тому же. А вот тепло. И комаров нет – это вообще беспредел какой-то, их тут тучи должны быть – леса, болота, сыро и тепло! А вот нет. Вообще, полная халява. Наверное, все-таки грядет похолодание, более соответствующее сезону. Ветер щас дует холодный и небо серое, солнца сегодня похоже мы не увидим. Пусть похолодает, но дождя бы поменьше. А то квакать уже хочется.

13.47. Мы видим солнце! Неужто это не глюк.

13.59. Дождь.

15.47. Дождь. Опять или снова. Все еще ищем дорогу к горе Иремель. Обследовали уже кучу тупиковых дорожек, уже земля кажется круглой.

Дорог по карте две, на самом деле их нет. Димон опять уехал на разведку. Если не найдет – будем возвращаться на «асфальт», искать дорогу с другого конца. Опять же, известно, что ее нет. Весело. Если б еще погода… Ой, про что это я опять.

На обратном пути, при возвращении на хорошую дорогу, Лариске удалось застрять. Я попыталась ее вытащить – не смогла. Сама еле вылезла. Потом Сашка поехал Ларку тягать. Долго тягал.

Поехали искать путь к горе Иремель дальше. Форсировали какую-то реку – все по мосту, Сашка вброд. Мост был так себе. Брод тоже. Но без ЧП.

После брода Лариска взялась чинить отвалившуюся поперечную тягу. Ждем.

Пора искать ночлег. Время 19.00. Светит солнце. Но скоро сядет. Обследовали несколько интересных дорожек, ведущих к искомому перевалу. Но ни одна из них до перевала не дошла. Какие это были пикантные дорожки! Этакая «Уральская сельва». По дороге несется бешеный ручей, или пересекает ее, или просто вода стоит. По берегам дороги – густые ивы, закрывающие вид из окна местами полностью. Высоченные какие-то, болотные, совершенно фантастические травы. Как бамбук, с огроменными зонтиками. Того гляди, кто-нибудь из кустов с томагавком выскочит.

Ночевали на берегу реки. Пока мы ставили палатки, Димон на своем боевом коне немного полебедился – хотел обследовать еще одну дорожку и застрял не по-детски. Потом, когда все уже мирно ужинали – Сашка с Шуриком на Сашкином УАЗике поперлись на перевал – Сашка был почему-то уверен в успехе – не по дороге даже, а прямо по руслу каменистой горной речки. Прошли метров 400. На перевал ессно не поднялись.

Зато как весело потом, взбудораженные, орали до ночи песни у костра.

Сашка еще речку, где ночевали, раза 4 вброд переехал. Мы-то все по мосту.

ДЕНЬ 5, ПОНЕДЕЛЬНИК, 14 АВГУСТА

Через хребет по лесу переехать не удалось. Забили.

Едем обратно по дороге. Тремя машинами. Димон, Лариска и мы. Сашка (упрямец!) поехал таки искать дорогу через перевал.

Договорились встретиться в поселке Тюлюк через 4 часа. Не знаю, встретимся ли. Димон вот опять что-то чинит. Но чуть-чуть.

С утра солнце, ночь была прохладная, и дождя не было в кои то веки. С утра купались, мыли голову.

 Проехали дер. Половинка. Начался асфальт. Въехали в г. Юрюзань. Залили: Димон 50, Ларка 45, я 50 л. (в бак 10 л и остальное в канистры – по 20 л две шт.)

Проехали г. Юрюзань, деревни Василовка, Первуха, Меседа. Едем в Тюлюк.

Постояли в Тюлюке. Осмотрелись. Щас поедем в горы, к горе Б. Иремель.

Да, блин. Два дня мы пытались переехать через хребет, чтоб сократить себе путь к горе Иремель. В итоге сдались, поехали до пос. Тюлюк по асфальту, через город Юрюзань и т.пр. Если бы мы осилили это дело через хребет, мы бы сильно сократили путь по дорогам и увидели много красивого в лесах. В итоге мы потеряли кучу времени, все-таки проехали по асфальту, но нельзя сказать, что мы видели мало красивого в лесу – мы прочесали эти леса как следует, обследовали все дороги, которые можно было хоть с какой-то натяжкой назвать дорогами, все они в итоге уперлись в тупик и не довели нас до цели. Но увидели мы немало – и болота, и речки, и броды, и прочие красоты непроходимой «Уральской сельвы».

Едем, однако. Наверх, в горы. Мой Луноход сразу застрял – на подъеме, лебедиться не удалось, лебедка не мотает. Еле вползли, сдув до 0,8 колеса.

Дальнейший путь через лес был не лучше – болота с замечательной черной землей, колеса пришлось сдувать всем, не только нам.

Инвалидная компания: у Лариски тоже лебедка не работает, Димон никого буксировать не может – он порвет полуоси, проверено.

У нас еще почему-то порвалось ухо у амортизатора – когда успело – никто не заметил. Надо будет поменять (взяли с собой запасные) на привале, пока едем так. Еще надо будет лебеду смотреть – вдруг все не так фатально, вдруг она еще заработает. А то тут без лебед вообще стремновато. А амортизаторы мы с собой взяли не такие – со штоком, а не с ухом, так что это только для морды пойдет. Для зада запаса нет.

Планомерно поднимаемся по пакостной-препакостной заболоченной дороге. Димон уехал вперед, Ларка перегрелась. Стоим, остываем. Пошли вперед – прогуляться, посмотреть красивую каменистую полянку, заваленную огромными глыбами розового мрамора, поросшего различными мхами и лишайниками. Красотища невозможная. Продолжает приятно удивлять отсутствие комаров. Их же тут должны быть тучи!

На спуске, по той же дороге, вляпались опять в самое болото и обе с Лариской сели. Димон стал вдохновлять мою лебедку – оказалось, что просто залипли контакты. Все легко вдохновилось. Лариска тоже что-то с лебедкой мудрит. Самое то – залезть в какую-нибудь бяку и начать чинить все подряд. Место топкое, поганое, травы выше головы. Ладно хоть тепло, светло и никто не кусается. Моя лебедка ведет себя интересно – в разобранном виде работает, стоит корпус на место прикрутить – перестает. Вроде все. Меня вылебедили в два счета.

Теперь Ларискину лебедку все чинят. Починили. Лариска тоже выехала с того места, где застряла. Но это еще не победа – тронувшийся вперед Димон тоже застревает – колея уже дважды наезжена, третий раз по ней уже даже УАЗик на «Симексах» не едет.

Полебедились мы от души. Теперь стараемся ехать по этой ужасной дороге медленно-медленно, не срывая дерна. Это т.н. «верховые болота».

В высоченной траве начинают появляться огроменные камни, и у нас появляется еще одна задача – не напороться на них мостами. Едем со скоростью 5-10 км/ч, временами gps кажет 0,00. Тащимся на 1-2 пониженной, приближаемся к избушке, указанной на карте. Дорога промаркирована красными табличками «Роза ветров». Избушки нет.

Вот мы подъехали почти к подножию горы. Высота 1222. И неожиданно уперлись в… болото!!! Это оно, верховое болото, я его сразу узнала. Вот так не один час едешь-едешь вверх, к вершине горы, чтоб впилиться в болото, там где его никто не ожидал увидеть.

Ночуем.

ДЕНЬ 6, ВТОРНИК, 15 АВГУСТА

Ночь была холодная, зато без дождя.

Утром вся группа, кроме меня и Сахи, ибо ей слабо в 6 лет идти на вершину наравне со взрослыми, пошла на Большой Иремель. Ходили около 2 часов. Мы с Сахой остались жарить блины.

По возвращении чинились. Димон все-таки смог поменять мне амортизатор – прикрутил проволокой шток, там где должно быть ухо. «Стояло одинокое ранчо». Амортизатор «Ранчо», красивый, красно-белый, сзади смотрится вызывающе на фоне второго, скромненького.

Лариска снимала, пилила и правила смятый накануне шноркель.

У меня еще обнаружился мятый бок кузова сзади – но тут уж ничего не попишешь.

Прикол: дружки на вершине, ни в чем себе не отказывая, написали в перевальной записке, что группа из казанского оффроуд клуба в составе 1 УАЗа и 2 Тойот поднималась на вершину!

Обожравшись блинами, высушив все шмотки (ветер и солнце сегодня что надо – дружков с вершины вообще чуть не сдуло), вдоволь начинившись, поехали вчера проложенной нами же дорогой вниз. Об те же камни шибаясь мостами, об те же деревья обдирая бока. Я зеркало левое убила.

Обратный путь по вчерашней дороге был в разы быстрее. Лебедились мало. Все-таки под горку. Но грязь хороша, все машины заплеваны классно, цвет не читается. Особенно приятно, когда в открытые окна залетает грязь кусками – весь салон заплеван и мы сами. Но это фигня – главное, мы выбрались на дорогу.

Ну вот, недолго же мы радовались – с дороги свернули в лес, искать какую-то еще более прямую и короткую дорогу на Николаевку. Ясен пень, тут же и болото нашлось на наши головы, и заблудились, и на разведку пошли.

Разведка еще ни разу до добра не доводила. Колбасимся в русле каменистой речки, я вообще влетела в какие-то кусты. Дорогу ищем. Лариска в речке полебедилась. Теперь все сидят в весьма живописном месте – бревна, камни, речка, кусты – и спорят по поводу дороги. Дороги в принципе нет.

Едем на Тюлюк, обратно. Николаевка отменятся.

В Тюлюке накачали колеса, зашли в магазин.

Проехали по «асфальту» недалеко, свернули в лес у реки Калагаза. Едем по в меру расколбасной лесной дороге. Лариска погнула тягу. Мы лебедились, ниасилив поперекдорожное бревно. Димон упилил вперед, а мы остановились - править  Лариске тягу лебедкой через блок.

Уже 19.50. Почти темно. Наконец-то плохая дорога влилась в хорошую, мы мигом проскакали по ней еще немного и оказались в дивном месте – на берегу реки Калагаза, у въезда в Национальный парк Зюраткуль. Огромный стенд обещал:

Реку Большая Калагаза

Природный источник Кипящий Ключ

Хребет Нургуш

Дорогу на оз. Зюраткуль

Там же располагались:

Кострище

Беседка со столом и крышей

Мостик (пешеходный) через реку

Туалет типа «сортир»

Баня (каркас и камни)

Поужинав, все собрались спать. Вдруг – душераздирающие крики и звуки борьбы раздались над самым ухом. Это 2 мыши забрались в палатку Шурика и Дунаича, и Шурик их заколбасил одной левой!

ДЕНЬ 7, СРЕДА, 16 АВГУСТА

Погода стоит дивная. Солнышко, тепло, тихо. Ночь была теплее вчерашней – все же не в горах ночевали, а в речной долине.

Уезжаем с ночевки. Тут как раз подъехал… автобус с туристами! Выгрузил оных и уехал. А выгруженные пионэры тут же куда-то пешком поскакали.

Мы же разворачиваемся и едем искать дорогу к озеру Зюраткуль. Штурманы обещают дневку на оном озере. Посмотрим, доберемся ли мы до дневки хотя бы к вечеру.

Ездили смотреть местную достопримечательность – Фонтан. Это труба из земли торчит, и из нее бьет столб воды метра 4 высотой.

Остановились на развилке дорог. Посмотрели на свои машины критическим взором.

У Лариски порвано правое переднее колесо.

У меня сломался коренной лист на задней правой рессоре.

Лариска подлатала колесо с помощью ремнабора. Заклеила шину какиеми-то липкими колбасками.

А мне для ремонта рессоры надо много проволоки. А у нас ее нет. Едем в ближайшую деревню Сибирку – искать проволоку на местной свалке.

Деревня встречает нас закрытым шлагбаумом. Разворачиваемся и едем обратно в лес.  У Лариски опять что-то с колесом. Видимо, колбаски отклеились. У нее бескамерка – так что чинить надо покрышку, или камеру вставлять, но это долго. Еще вариант – заюзать запаску. Пока Димон разведывает дорогу, мы тут собрались менять два колеса. Заднее колесо вперед, а запаску назад. Хай-джек уехал вместе с Димоном, поэтому Лариска юзает ма-а-асенький гидравлический домкратик.

Вот Димон вернулся с «нет»-ом. Колеса поменяны. Щас поедем шлагбаум штурмовать.

Шлагбаум штурмуется суммой 440 рублей. (6 взрослых и 3 детских билета). Это нам дает право торчать тут одни сутки. Устроили полудневку на озере Зюраткуль.

Доехали до озера по вполне проезжабельной дороге, по которой даже на нивах ездят. Я там умудрилась в одном месте застрять и все как следует расколбасить – теперь там на ниве не проехать, потом еще разок вылететь из колеи и чуть не лечь на бок в кювете. Асимметрия вследствие сломанной рессоры привела к тому, что все стало ломаться дальше. Отвалился только вчера поставленный амртизатор, то есть справа сзади вообще ни амортизатора, ни рессоры толком нет. Кроме того, разбит правый задний поворотник. Машина раздолбана на славу. У Димона погнута рулевая тяга.

На озере все «чистят перышки». Кто стирает шмотки, кто моет голову, мы с дочью качественно поплавали. Правда, дно тут плохое. Но вода теплее, чем в горных речках. Димон чинит мою машину – поднял ее хай-джеком на такую высоту, что Сереге пришлось на дерево лезть, чтоб достать томатную пасту из кузова. Димон обматывает рессору репой. И ругается, что неаккуратно езжу. А я езжу по тем дорогам, которые он (гад) выбирает. Он на своем ТР3 резво скачет, а мы с Лариской на своих ТР2 там лебедимся, гнем тяги и рвем подвеску. Вот такой он гад, наш Сусанин.

Я, конечно, понимаю, что еще рано спешить с выводами, цыплят по осени считают, но вот очень хочется подытожить, что я уже сломала:

Амортизатор правый задний

Рессору правую заднюю

Зеркало левое перезнее

Поворотник правый задний

Крыло правое заднее

Лариска:

Колесо порвала и помяла диск

Тягу погнула рулевую

Почти доразбила лобовуху, треснутую на соревнованиях в Кирове

Димон

Пока только тягу погнул

Но не говори «гоп», пока…

Вечером сидели общались у костра допоздна. Димон с детьми и Саха Крупная ушли спать. Остальные орали песни и как будто бы ждали чего-то. И дождались!  В ночи раздался рокот УАЗика Сашки Ярославцева, который ни с чем не спутаешь. Сашка вновь воссоединился с нашей группой. Позавчера мы разделились, Сашка поехал своим путем, хотел переехать хребет в том месте, где мы не смогли, а потом посмотреть водопады и поехать сразу домой.  Но отделился он зря – переехать через хребет ему не удалось, он пробил радиатор и у него кончился бензин. Пришлось ему идти пешком 18 км за помощью. Потом он съездил в ближайший городок и купил новый радиатор. И вот они, уставшие до безобразия, прибыли на наш бивак. Димон на шару послал днем SMSку с координатами нашего лагеря, где мы стояли на дневке,  а Сашка эту SMS-ку не только получил, но и смог нас по координатам найти и приехать! Нашел какую-то дорогу, где колея была настолько глубокая, что он не доставал колесами до дна!

ДЕНЬ 8, ЧЕТВЕРГ, 17 АВГУСТА

Под утро был сильный дождь. Утром ужасно жарко, мы с дочерью опять купались. Щас вот наедимся макарон и поедем все вместе, опять 4 машины, дальше.

10.45. Выезжаем с бивака. Проезжаем в меру колбасной дорогой вдоль озера. Димон периодически ориентируется, остальные периодически чинятся. Лариска опять правит тягу. У Сашки открылся задний багажник-хлопушка и выпал спальник. Пришлось завязывать хлопушку репой. Вот так, с шутками и прибаутками, пробираемся мы лесом. Пилим поперечно-дорожные бревна, пачкаемся от души, ни в чем себе не отказывая.

Выехали из Нац. Парка Зюраткуль через пос. Магницкий. Готовимся к дальнему пути по трассе – протираем номера и фары с поворотниками от грязи, смотрим, все ли цело. Димон что-то подкрутил у своего УАЗика под брюхом – разболталось. Мы отревизировали на целостность свою многострадальную подвеску.   Амортизаторы и рессоры на месте. Сняли Ларискину тягу – хватит уже ее править лебедкой через блок об дерево, пора править по-настоящему, испытанным способом. Димон яростно поколотил ей об пень – и она стала ровная и прямая, как только что из магазина. А была скручена в бараний рог! Все-таки чудесное свойство тойоточных тяг – способность к самовосстановлению со всей дури об пень.

Едем по асфальту (М5) в г. Златоуст.

У кого было мало топлива – заправились, я – нет. У меня 30 л в баке и 30 л канистра еще есть. Заехали за едой – фруктами, овощами, чипсами, шоколадом – кто без чего жить не может. На окраине города образовалась стихийная тусовка – около наших машин останавливались все кому не лень и задавали вопросы, милицейский УАЗик, менты долго донимали Димона вопросами. Оживленно так веселились.

Время 16.00, нам еще в Таганай ехать. Где же зависла Лариска, в каком магазине? Мы тут (Димон, Сашка и я) стоим тут, как три тополя на плющихе, отсвечиваем, привлекаем граждан. Лариску ждем. Полил дождь.

Выехали из г. Златоуста и сразу оказались на въезде в Таганайское лесничество. Наконец, Лариска подоспела. Все машины собрались. Сашка опять что-то чинит. На сей раз гур.

Тут выясняется, что этот заезд в Нац. Парк Таганай нас не устраивает – там на дороге большие валуны и мы не проедем (лесники сказали), так что мы возвращаемся в город и едем к другому въезду в парк – по другой дороге.

17.00 Светит солнце. Приехали в Нац. Парк Таганай с другого въезда – кордона Светлая Поляна. Въезд 500 рублей с машины.

ДЕНЬ 9, ПЯТНИЦА, 18 АВГУСТА

Нац. Парк Таганай – это не живописные озера и реки, не уникальная растительность или еще какие-то понятные и видимые глазом красоты – это кошмарнейшая дорога, по которой ехать совершенно невозможно, и света белого не видишь. Мы не видели ни гор, ни озер, ни рек, ни ручьев, мы ночевали в высоченной гнусной траве без воды. Двигаясь по гадкой склизкой дороге вверх по шишигинской колее, мы все по разу клали машины на бок – колея глубокая и не под нас по ширине. Сашка, обгоняя меня, застрявшую на подъеме, чтоб дернуть тросом, врезался в меня, чуть не врезался в Лариску. Потом я чуть не врезалась в Лариску, пытаясь вытащиться из лежачего на боку положения. Потом Лариска легла тоже на бок и поднималась лебедкой. Дорога – полный отстой. И вид из окна машины весьма однообразный, трава 1,5-метровой высоты и деревья вдоль и поперек дороги. Еще для разнообразия есть камни, чтобы трескаться об них мостами. Дальнейший путь по дороге, ведущей вдоль хребта Таганай, был не лучше. Стена деревьев перед мордой и с боков, из окна не видна даль. То есть красот для любования нет. Грязь, колея не нашей ширины, из-за которой постоянная угроза переворачивания, смертельно надоевший крен. Камни в колее. Один камень поимел нас по полной программе. Димон проскочил его даже не заметив. Я уперлась в него передним мостом – объехать его было негде. Перепрыгнуть мне клиренс не позволял. Стали лебедиться, с помощью Димона, попутно вдохновляя начавшую опять кобениться лебедку. Перескочили камень передним мостом, потом с жутким скрежетом и задним. Потом еще застряли и в следующей луже. Опять лебедились. Наконец, поднялись на первой пониженной на взгорочек, дорога там получше, полюбовались красивыми скальными выходами, постояли… Димон уехал вперед разведывать дорогу, а мы… поехали задним ходом опять к той луже и тому камню, где давеча лебедились, ибо далекие звуки Ларискиной борьбы с рельефом и лебежения что-то стихли. Мы думали – ну вылебедится и догонит, мы ее ждем же. Но она что-то не догоняет и звук лебеды стих. Подъехали к ней задом, плюхнувшись опять в ту же достопамятную лужу. Цепляться к нам на буксир Лариска отказалась, да и не вытащили бы мы ее. Она, оказывается, порвала свой лебедочный трос, он у нее был уже слегка наджаблен. Мы завязали разлохмаченный конец троса узлом «проводник-восьмерка», Лариска решила лебедиться через блок. Приволокли шакл, блок, корозащитную стропу – растянули трос до ближайшего приличного дерева – короток! Плюнули и стали лебедиться напрямик. Но перескочить камень оказалось не так-то просто – заезд на него я уже расколбасила, Лариска камень расшатала, он уже шевелиться начал. Машина в него рогом (то есть защитой) упирается, скребет, приподнимает его, но не может на него налезть. Но нас голой рукой не схватишь – мы пособирали на обочине приличных булыганов, сделали плавный въезд на большой камень из них. Еще бревнышек-веточек набросали. Создали эдакий «пандус». И яростно скрежеща защитой тяг, на умирающем генераторе, периодически бастующей лебедке, все же перекинули Ларискину тойоту через этот камень! Потом я вылебяживалась из своей любимой лужи уже 2-й раз, и зачем только я в нее так свински плюхнулась. Лариска же объехала эту лужу и все последующие виртуозно и больше нигде не застряв. Едем. Наконец, мы встретили Димона. Он уже разведал дорогу далеко впереди и ехал нам навстречу – недоумевал, где мы так долго вьем себе гнездо. Как всегда, все самые технически трудные вопросы решаются малым составом – три бабы и подросток. Но у нашего подростка – ума палата, и ум тот – технический. Так что отсутствие взрослых мужиков, обремененных жизненным опытом и здоровым скепсисом, с лихвой окупается юношеским оптимизмом и нашей женской непосвященностью в сложных технических вопросах. Справились. А как – не спрашивайте, никто сам не понял.

Потом дорога с хребта Малый Таганай вышла на хребет Большой Таганай. Там тоже были свои веселые моменты – где нужно откренивать машину, чтоб не кильнуться, где камни на дороге похожи на брусчатку, но торчат так, что можно снести себе все, что ниже ватерлинии – защиту, тяги, мосты, лишние тормозные трубки, топливные шланги и прочую требуху.

Ну вот, только свернули с дороги с «брусчаткой» на какой-то сомнительный объезд – сразу я позастревала, сначала Лариска тащила меня за хвост из грязи, потом в другом месте мы сами лебедились. Вот мы преодолели этот дурацкий съезд и вернулись на дорогу из «брусчатки». Гремим по камням остатками подвески к выезду из Таганайского Нац. Парка.

Вот мы и достигли кордона. Предъявили билеты. Спросили дорогу. Это оказался очень уютный и гостеприимный кордон, у речки Большой Киалим. Тут мы простояли больше часа, до одури накупавшись в речке, отмылись после жесткого лебежения, речка тут довольно глубокая, быстрая, на дне камни – в основном авантюрин, все блестит, переливается. Вода не шибко холодная, купались даже не-моржи. Мыли голову, стирали. Ни в чем себе не отказывали.

Та-а-ак тут хорошо… Даже кажется, что что-то не так, что впереди снова ждет какой-нибудь подвох – наверное, опять лебедиться будем. Жа-а-арко… Уезжаем. 15.00.

Едем по аналочичной дороге.

16.22. Пересекли Главный Уральский Хребет! На перевале стоит дерево, все увешанное тряпочками, веревочками, консервными банками. Мы тоже привязали к ветке пару веревочек.

Едем на озеро Тургояк. Спустились с перевала по каменистой дороге, потом ехали как-то лесами по каким-то мерзким грунтовкам, потом вылезли на дорогу, по которой ездят на нормальных машинах. На этой дороге у Лариски почему-то отпал глушак.

Подъехали к озеру. Стоянка не понравилась – топко и места мало. Едем дальше. Стоянок много, но везде люди, подъезды есть не везде, берег заболочен. Наконец, проехали по весьма витиеватой дороге лесом, снова оказались у озера. Ох, какое там оказалось красивое место! Самое красивое на всем нашем пути. Мысок, выдающийся в озеро. С трех сторон вода, с одной озеро, с двух вроде скорее болотце. На мысу травы нет, сосны растут, земля утоптанная и каменистая, живописно лежат огромные валуны. В озере вода чистейшая, песочек очень белый и очень крупный.

Обалдев от красоты, поставили бивак. Комары приходили где-то на час.

Заночевали.

ДЕНЬ 10, СУББОТА, 19 АВГУСТА

Утром встали рано, в 6.30, надо ремонтироваться и рвать когти домой.

Димон чинил свои тормоза. У меня в заднем мосту масло посмотрели – все нормально. Лариска амортизатор прикрутила. Димон с Серегой что-то мудрили с моим рулевым наконечником.

Купались. Купание обалденное! Вода в меру прохладная, глубина хорошая, дно отличное. Вот бы все 10 дней так, а то все останавливались во всяких бяких местах.

Ели жареную рыбу – местный рыбак окуней задарил, пожарили и ум отъели.

Вообще, обалденное, волшебное время и место – конец лета вроде, а так тепло, но не жарко, солнечно, дожди нас помиловали и покинули, комаров исчезающе мало, такой рай, такая красотища, такой балдеж, такой оффроуд…

11.40. Стоим у выезда на асфальт. Качаем колеса. Машины помыты в первом приближении, номера читаются. Щас будем 2 дня переться по трассе.

На данный момент нами проехано пока 1283 км.

Выехали на асфальт. Доехали до Златоуста. Лариска заехала в шиномонтаж.

А я пока средний расход топлива посчитаю.

Заливала:

40+40+70+50=200, осталось в баке10 и в канистре 30, 200-10-30=-160 л. 160 л на 1283 км. Выходит 12,5 л на 100 км. Очень хорошо ИМХО.

В Златоусте стояли до 14.00.

16.00. Незадолго до Катав-Ивановска залили 40 л.

Ужасно прикольно представлена здесь придорожная торговля. В Башкирии повсеместно стоят таблички «Мед»  и продается в огромных количествах башкиркий мед в самой разнообразной расфасовке. Ближе к Уралу, в Челябинской области, продается такое ужасное количество надувных матрасов, лодок, бассейнов, кругов и прочих плав. средств, что можно подумать, что здесь есть где на них плавать. Как будто к морю подъезжаешь, ей-богу. В Анапе и то этого добра меньше. Просто тут эти матрасы производят. Кроме того, продаются поделки из Уральских самоцветов: шкатулки, подсвечники, картины выполненные на огромном косом срезе дерева из каменной крошки.

Видели в кювете фуру. Бррр. Не забыли уступить дорогу гаишнику с мигалкой, ехавшему на место аварии.

18.00. Проехали Сим. На сей раз обошлось без пробок. Но все равно стремная здесь серпантинистая дорога.

Темнеет, сгущаются тучи после сегодняшнего жаркого дивного дня.

Опять нас фотографируют из окна проезжающей зубилы.

У Лариски сел АКБ. В магазине она подходящего не нашла. Щас бум прикуривать. Инвалидная компания.

До Уфы мы не доехали – стало темнеть, а у Лариски нет световых приборов. Поэтому срочно ищем ночевку в приуфимских полях и овсах.

ДЕНЬ 11, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 20 АВГУСТА

Выехали в 7.30.

9.30. Проехали Уфу. До Казани еще 500 км.

Около Мензелинска залили 40 л.

14.20. Мы в Н. Челнах. Осталось 250 км.

Шурик повел УАЗик до Казани, Димон сменил меня в Луноходе – а то я начала засыпать за рулем уже в 11 часов утра.

В Казань приползли все в разное время.

Лариска - в семь вечера. Она не могла ждать потому что у нее движок глушить нельзя было, останавливаться часто она не могла, а в Казань успеть надо, пока не стемнело, из-за отсутствия фар. Мы приперлись домой в 20.30. Сашка - в 12 ночи.

Прошли всего 2154 км.

назад