Суровый северный край
4-6.11.2005
Маршрут
Протяженность маршрута - 600 км: Казань - Сидельниково - Юксары - Визимьяры - Юркино - Карасьяры - р. Шуверля (ночевка) - безымянный левый приток р. Икша (ночевка) - верховья р. Икша - Майский - Памьялы - Килемары - Красный мост - Йошкар-Ола - Казань.
Состав: 3 УАЗа.
Отчёт
На этот раз нелегкая занесла нас еще дальше на запад РМЭ, все ближе к нижегородской области, в междуречье Ветлуги и Рутки. Маршрут был просто набросан за минуту на карте по узко- и широко-колейкам, поскольку достаточной (точнее сказать практически никакой) информации о наличии и состоянии дорог в этом районе не было.
От Юркино движемся на север по бывшей УЖД, доезжаем до разрушенного моста через р. Выжум. Ночные приключения в наши планы не входили, поэтому переезжаем Выжум по автомобильному мосту немного западнее. В Карасьярах из принципа находим станцию и обратно встаем на насыпь, которая уже прилично заросла. Идея заночевать на озере Линевое была в итоге отвергнута (кругом заболоченный лес), и мы остановились севернее р. Шуверля в сосновых посадках. Утром двинулись дальше по насыпи в сторону Козиково. Пыл охладил разрушенный мост через Икшу, и слишком большая глубина для брода в этом месте. Возвращаемся назад и сворачиваем на восток по первому из "усов". Насыпь сильно заросла и иногда прослеживается с трудом. У одного автомобиля возникают проблемы со сцеплением, мы встаем на ремонт недалеко от безымянного ручейка - притока Икши. Что и из чего там делалось заслуживает совершенно отдельного повествования, скажу только, что машина в итоге вернулась домой своим ходом :-)
Тем временем становится ясно, что мы забрались туда, где полвека не ступала техника. Разведка показала полное окончание последних следов дороги примерно через километр, и начало достаточно интересной зоны "И". "Суровый северный край" - именно эта фраза приходила на ум при взгляде на совершенно нетипичный для марийских краев лес в верховьях Икши, очень сильно напоминавший лесотундру (что интересно, на правом берегу Икши сразу после поймы началось обычное заболоченное редколесье). Видимо это обстоятельство и стало решающим в выборе дальнейшего маршрута. Ну кто не хочет ощутить себя первопроходцем-покорителем севера? Душу согревала призрачная возможность выскочить на ширококолейный ус, и переехать Икшу в верховьях. После нескольких часов шараханий по болотам нужное направление было найдено, был найден и ширококолейный ус, и Икша была неглубока на месте бывшего моста. Все это было осуществлено на следующее утро, и мы выскочили на разобранную ж/д Пиштань-Визимьяры, свернули на восток в Майский, от которого как оказалось теперь идет отличный грейдер до Памьял, и дальше на асфальт в Килемары.
Можно уверенно сказать что практически вся марийская низменность в междуречьи Ветлуги и Рутки была пронизана узкоколейками, общей протяженностью в сотни километров. Мы натыкались на шпалы в местах, к которым нет ни обозначенных на картах, ни существующих в реальности, ни железных, ни лесных дорог. Большинство из них очевидно были "одноразовыми" - усы прокладывались на конкретную вырубку после чего сразу разбирались. Судя по деревьям на насыпях и дорогах большинство этих лесозаготовок велось в околовоенные годы. Основная же линия Юркино-Козиково просуществовала практически до нашего времени, ее насыпь хорошо сохранилась, но мосты через ручьи и реки полуразрушены.
Интересно, что по картам и на местности можно отследить ситуации, когда разобранные ответвления от визимьярской ширококолейки на участке Рутка-Борский нередко подходят вплотную к сети разобранных усов Юркинской УЖД, а иногда и перескают их. Но пересечься во времени и пространстве эти дороги смогли скорее всего только в Пиштани.
Фото
Видео