Суровый северный край

4-6.11.2005

Маршрут

Протяженность маршрута - 600 км: Казань - Сидельниково - Юксары - Визимьяры - Юркино - Карасьяры - р. Шуверля (ночевка) - безымянный левый приток р. Икша (ночевка) - верховья р. Икша - Майский - Памьялы - Килемары - Красный мост - Йошкар-Ола - Казань.

Состав: 3 УАЗа.

Трек (ozi)

Отчёт

На этот раз нелегкая занесла нас еще дальше на запад РМЭ, все ближе к нижегородской области, в междуречье Ветлуги и Рутки. Маршрут был просто набросан за минуту на карте по узко- и широко-колейкам, поскольку достаточной (точнее сказать практически никакой) информации о наличии и состоянии дорог в этом районе не было.

От Юркино движемся на север по бывшей УЖД, доезжаем до разрушенного моста через р. Выжум. Ночные приключения в наши планы не входили, поэтому переезжаем Выжум по автомобильному мосту немного западнее. В Карасьярах из принципа находим станцию и обратно встаем на насыпь, которая уже прилично заросла. Идея заночевать на озере Линевое была в итоге отвергнута (кругом заболоченный лес), и мы остановились севернее р. Шуверля в сосновых посадках. Утром двинулись дальше по насыпи в сторону Козиково. Пыл охладил разрушенный мост через Икшу, и слишком большая глубина для брода в этом месте. Возвращаемся назад и сворачиваем на восток по первому из "усов". Насыпь сильно заросла и иногда прослеживается с трудом. У одного автомобиля возникают проблемы со сцеплением, мы встаем на ремонт недалеко от безымянного ручейка - притока Икши. Что и из чего там делалось заслуживает совершенно отдельного повествования, скажу только, что машина в итоге вернулась домой своим ходом :-)

Тем временем становится ясно, что мы забрались туда, где полвека не ступала техника. Разведка показала полное окончание последних следов дороги примерно через километр, и начало достаточно интересной зоны "И". "Суровый северный край" - именно эта фраза приходила на ум при взгляде на совершенно нетипичный для марийских краев лес в верховьях Икши, очень сильно напоминавший лесотундру (что интересно, на правом берегу Икши сразу после поймы началось обычное заболоченное редколесье). Видимо это обстоятельство и стало решающим в выборе дальнейшего маршрута. Ну кто не хочет ощутить себя первопроходцем-покорителем севера? Душу согревала призрачная возможность выскочить на ширококолейный ус, и переехать Икшу в верховьях. После нескольких часов шараханий по болотам нужное направление было найдено, был найден и ширококолейный ус, и Икша была неглубока на месте бывшего моста. Все это было осуществлено на следующее утро, и мы выскочили на разобранную ж/д Пиштань-Визимьяры, свернули на восток в Майский, от которого как оказалось теперь идет отличный грейдер до Памьял, и дальше на асфальт в Килемары.

Можно уверенно сказать что практически вся марийская низменность в междуречьи Ветлуги и Рутки была пронизана узкоколейками, общей протяженностью в сотни километров. Мы натыкались на шпалы в местах, к которым нет ни обозначенных на картах, ни существующих в реальности, ни железных, ни лесных дорог. Большинство из них очевидно были "одноразовыми" - усы прокладывались на конкретную вырубку после чего сразу разбирались. Судя по деревьям на насыпях и дорогах большинство этих лесозаготовок велось в околовоенные годы. Основная же линия Юркино-Козиково просуществовала практически до нашего времени, ее насыпь хорошо сохранилась, но мосты через ручьи и реки полуразрушены.

Интересно, что по картам и на местности можно отследить ситуации, когда разобранные ответвления от визимьярской ширококолейки на участке Рутка-Борский нередко подходят вплотную к сети разобранных усов Юркинской УЖД, а иногда и перескают их. Но пересечься во времени и пространстве эти дороги смогли скорее всего только в Пиштани.

Фото

imgp1231.jpg (JPEG)
разрушенный узкоколейный мост через р. Выжум
imgp1233.jpg (JPEG)
разрушенный узкоколейный мост через р. Икша
imgp1234.jpg (JPEG)
разрушенный узкоколейный мост через р. Икша
imgp1235.jpg (JPEG)
насыпь продолжается на другом берегу
imgp1236.jpg (JPEG)
р. Икша: вид с моста
imgp1238.jpg (JPEG)
р. Икша: народные гуляния
imgp1239.jpg (JPEG) imgp1240.jpg (JPEG) imgp1241.jpg (JPEG)
узкоколейный вагончик - теплушка
imgp1242.jpg (JPEG)
узкоколейный вагончик - теплушка
imgp1243.jpg (JPEG)
узкоколейный вагончик - теплушка
imgp1244.jpg (JPEG)
imgp1245.jpg (JPEG) imgp1247.jpg (JPEG) imgp1248.jpg (JPEG)
рельс на одном из "усов" узкоколейки
imgp1250.jpg (JPEG)
рельс на одном из "усов" узкоколейки
imgp1252.jpg (JPEG)
рельс на одном из "усов" узкоколейки
imgp1253.jpg (JPEG)
рельс на одном из "усов" узкоколейки
imgp1254.jpg (JPEG) imgp1255.jpg (JPEG) imgp1256.jpg (JPEG) imgp1257.jpg (JPEG)
суровый северный край в верховьях р. Икша
imgp1258.jpg (JPEG)
суровый северный край в верховьях р. Икша
imgp1259.jpg (JPEG)
суровый северный край в верховьях р. Икша
imgp1261.jpg (JPEG)
суровый северный край в верховьях р. Икша
imgp1266.jpg (JPEG)
суровый северный край в верховьях р. Икша
imgp1271.jpg (JPEG) imgp1272.jpg (JPEG) imgp1275.jpg (JPEG)
а в лагере кипит жизнь
imgp1276.jpg (JPEG)
а в лагере кипит жизнь
imgp1278.jpg (JPEG)
а это уже широколейный рельс (ус на юг между Майским и Борским)
imgp1279.jpg (JPEG)
брод через р. Икша на ширококолейной насыпи
imgp1280.jpg (JPEG)
брод через р. Икша на ширококолейной насыпи
imgp1282.jpg (JPEG)
брод через р. Икша на ширококолейной насыпи
imgp1283.jpg (JPEG)
р. Рутка

01.jpg (JPEG) 02.jpg (JPEG) 03.jpg (JPEG) 04.jpg (JPEG) 05.jpg (JPEG)

Видео

назад