К истокам Илети
3-7 августа 2003 года

Пролог (героический)

Часы показывали 19:45. C заправки выехали два автомобиля и неторопясь начали движение к окружной дороге. Их ждали заброшенные дороги, ручьи, мосты, броды, и -- красивейшие места марийской тайги. Их экипажам не были страшны ни ремонт в полевых условиях под натиском комаров, ни ориентирование по звездам в лабиринтах полевых дорог. Четыре человека, два автомобиля, и куча всевозможного хлама, которым эти автомобили были набиты, начали свой путь навстречу приключениям.

День нулевой

А мы пойдем на север - Зачем Ниве Хайджек? - "Королевская Охота-2" - Большая Сосновка

Свернув у Красно-Октябрьского лесничества направо мы надеялись выехать через село Ивановское на Большие Ключи. Через некоторое время наши надежды уже было начав оправдываться были разрушены -- дороги идущей в нужном направлении мы так и не нашли, и стали шерстить прилегающие просеки. Смеркалось. Довольно безобидная сначала дорога превратилась в приличную колею, а на развилке -- в заболоченный участок. Штурман сказал "направо - грязь, налево - болото", недолго думая беру направо выбирая меньшее из двух зол. Оказалось наоборот -- справа болото, слева лужа. УАЗка тем временем соскочил со незаметной (но хорошо осязаемой пятой точкой) ступеньки в колее и радостно плюхнулся в болотную жижу. Прохлюпав пять метров решил, что ему это неинтересно и сел. Одновременно в полусотне метров сзади колея приняла и Нивку. Лес тем временем накрыла ночь...

Стали тянуть УАЗку назад -- ближе до сухого. Полет инженерной мысли и приложение всех имеющихся мускульных сил к различным рычагам закончились продвижением аппарата на несколько метров назад, после чего на хайджеке сломался болт крепивший верхнюю пластину к рейке. УАЗка получил пару метров свободы, но запрыгнуть назад на ступеньку не мог. Или не хотел. Решили передохнуть и пока вызволить Нивку из колеи, что удалось без особых усилий. Изначально сопротивлявшаяся надругательству над машиной, Лариса поняла зачем Нивке нужен хайджек.

Выдернули УАЗку назад Нивкой, поискали и довольно быстро нашли объезд, объехали и встали подумать, а надо ли нам туда. Разведка по всем направлениям не принесла утешительных результатов -- дорога, хоть и в основном проезжая, в итоге поворачивала обратно. Время было уже позднее, но ночевать здесь не очень хотелось, да и колбаситься мы собирались вовсе не в этих местах -- решили вернуться на трассу, по ней доехать до Петьялки и там встать на ночевку. Свернули после Ильинки на новую дорогу. Через несколько километров после Айши нас внезапно посетило дежавю -- кучи песка поперек дороги. Так и хочется перепрыгнуть. Правда дежавю было какое-то неправильное. Песочек был свеженький, рассыпчатый, очевидно насыпанный только днем, сходу не проскочить. Копать не хотелось. Триалиться сбоку в объезд тоже не хотелось, много барахла в машинах. Понятно, что дальше нас ждали еще несколько таких куч. Поворачиваем назад к Айше, и уходим на север через лесничество, надеясь выехать к Бизергубу. Вот она, "Королевская Охота-2"! Как мы выехали на асфальт у Бизергуба - никто из нас вспомнить не мог, количество развилок превышало способности уже спящего мозга, вела нас только интуиция с помощью компаса. Дальше все в тумане, и в прямом и переносном смысле. Как-то через Большую Сосновку спускаемся до Петьялки и упираемся в брод. Все, ставим лагерь у брода. Несмотря на название близлежайшей деревни, дров нигде нет. Что-то быстро готовим на газу и отрубаемся.

День первый

По тракторной тропе - Ручьи и мосты - Сушинская поляна - оз. Долгое - оз. Кугу-Ер - доедет ли колесо до Казани? - Мариец - Брода нет - Комары


стоянка у брода у Бол. Сосновки
Утро пришло вместе с мычанием коров из пасущегося неподалеку стада. Нас мучил один вопрос: "где мы, и как мы сюда попали?". Память возвращалась постепенно, особенно хорошо этому способствовало напряженное глядение в карту. Наши смутные догадки подтвердила проходившая мимо пожилая местная жительница, с которой мы сразу чуть не нашли общих родственников, но твердо отказались от соблазнительного предложения отдохнуть у нее. "Мы жыперы, и покой нам только снится" (c). Получив ценные указания по движению в нужном нам направлении, мы легко преодолели бродик через Петьялку и рванули вперед -- на поиски озера Кугу-Ер!
пешеходный мостик через Петьялку


по тракторной тропе
Практически в самом начале большака после въезда в лес мы свернули не туда. То есть конечно туда, но не туда, куда ездят нормальные люди. Все последующие полдня пути нашим проводником был относительно свежий тракторный след; иногда пропадал и он, но мы рано иди поздно к нему возвращались. Вскоре наезженная дорога сменилась зарастающей тропой, а потом и вовсе стала теряться в лесных зарослях. Тропа вела нас по тайге через ручьи и заболоченные поляны. Так мы доехали до полуразобранного моста через какой-то из ручьев, и стало ясно, что тут уж точно никто в ближайшем прошлом не ездил. Впрочем восстановить мост нам, пару дней назад ночью наощупь соорудившим качели, было уже как два пальца об асфальт, благо скобы еще торчали в бревнах.

 

легким движением руки...

...бревна превращаются

грязновато тут...
Долго ли коротко ли, периодически застревая и выдергивая друг друга, придерживаясь северного направления мы снова вынырнули на петляющую тракторную тропу, а по ней затем и на большак. Недалеко нас ждал еще один мост, а за ним поляна и пересечение с ЛЭП. Наши догадки подтвердили очень удачно попавшиеся марийцы на вишневой Ниве. Это была Сушинская поляна, на ней когда-то стояли бараки. Расспросив про Кугу-Ер, и узнав, что искупаться в нем вряд ли получится (что только безумно заинтриговало нас), мы решаем устроить перекус на оз. Долгое, где искупаться еще можно, благо оно неподалеку. День уже клонился к вечеру, а мы формально говоря еще даже не стартовали!

...

мост у Сушинской поляны

...

дневка на оз. Долгое


все подъезды к оз. Кугу-Ер заболочены
Подкрепившись мы на удивление быстро нашли Кугу-Ер. Так просто? Вся фишка в том, что подъехать к этому озеру было невозможно, все в радиусе 100 метров заболочено и дороги обходят его стороной. Сюда ходят лишь рыбаки, пешком. Сунувшись по каким-то древним следам быстро перешедшим в тропинку, мы быстро поняли, что нам там светит. Попробовали пойти по другой дорожке, поразмялись валкой леса бампером, но опять уперлись в чащу и болото. Поскольку нам надо было отсюда стартовать, а не сидеть здесь всю неделю -- возвращаемся на дорогу; воображаемая отмашка -- поехали! Намеченный маршрут на удивление точно бился по карте, несмотря на то, что часть его проходила по воображаемой дороге вдоль ЛЭП, и вот мы уже подъезжаем к месту помеченному как брод через Петьялку. Тут то нас и поджидали темные силы, штурмовики империи.
ЛЭП у поворота на Петьялку

 

доедет ли колесо до Казани?
"А ты знаешь, что у тебя заднее правое колесо болтается?". Беглый осмотр -- три шпильки из пяти отсутствуют, колесо еле держится на двух последних уже наполовину открутившихся гайках. Приехали. На берег Петьялки. Встаем на берегу, на краю сенокосной поляны. Гоголевский вопрос решался отнюдь не в пользу колеса. Подлость была в том, что все срезанные шпильки были расположены последовательно. Как и когда их срезало -- осталось загадкой, поскольку с утра все шпильки были на месте, и гайки были затянуты. Коллективное чесание реп привело к единственному выводу -- нужны шпильки. Только где их взять-то? Опрос местного населения на предмет ближайшего колхоза или УАЗа был неутешителен -- нет ни того не другого, в ближайшей деревне (Бол. Сосновка) есть единственная машина и это не УАЗ (та самая вишневая Нива), а ближайший магазин запчастей располагается в городе Волжске, в 70 километрах отсюда. Очередное чесание реп привело к маскимально возможному в сложившейся ситуации гениальному решению -- взять по шпильке с двух других колес.


Мариец
Тут надо пояснить, откуда взялось и что из себя представляло это местное население. Нам в который раз просто повезло. Остановившись, мы услышали урчание на противоположном берегу. Урчание приближалось, и вскоре где-то недалеко прошествовал трактор, лязгая подвеской телеги. Затем это повторилось еще раз. Пока мужчины расковыривали ступичные потроха и выковыривали остатки срезанных шпилек, бесстрашная Ирина переплыла речку и отправилась на поиски этого летучего тракторного голландца. Так нашим взорам вскоре предстал... Мариец. Он невозмутимо зашел в воду в одежде, проплыл несколько метров и вышел на нашем берегу со словами "Жарко, купаться надо". От него мы и узнали, что колхоза нет, что брод здесь когда-то был, но его давно смыло, и что они теперь на тракторе ездят за сеном от Сосновки сразу по тому берегу (надо заметить, что по-русски марийцы понимают неплохо, но говорят заметно хуже, поэтому бывает непросто получить даже минимум нужной информации). Марийца решаем подбросить до деревни на Ниве, заодно выяснить кратчайшую дорогу туда, набрать воды (из мутной Петьялки пить страшновато), провентилировать вопрос со шпильками и т.д. и т.п. Ну а где мы будем ночевать (в лучшем случае одну ночь) -- вопрос уже не стоял.


вынужденная стоянка на Петьялке
Я тем временем углубляюсь в чтение камасутры на предмет снятия ступицы. Выясняю, что у меня оказывается есть с собой ступичный ключ! Какая удача, не придется откручивать гайки зубилом. Но стройную последовательность действий по откручиванию гаек грубо нарушает начавшийся комариный жор. Если до этого комаров было много, то сейчас все вокруг просто загудело. Бегом ставить палатку и шмыг в нее, и как-то сразу незаметно заснули; комариный гул продолжался всю ночь, стихнув лишь к рассвету. Говорят, нас долго искали и до хрипоты кричали вернувшиеся вскоре посланцы в цивилизацию. Думаю обманывают, я ничего такого не помню.

День второй

Морской Глаз - Нуршари - Илеть - Чодроял - Нов. Карамас - брод через Ашит - Мал. Битаман - вытащим трактор? - Гарь - что-то спать хочется - кордон Пильный


ломать - не строить
Поутру на свежую голову, да при низкой плотности комаров процесс перестановки шпилек пошел на удивление быстро -- часам к 11-ти мы уже покинули комариную поляну. Надо отметить, что петьялкинские комары имели одну замечательную особенность -- они практически не летали выше двух метров. Поэтому забравшись на крышу УАЗика можно было спокойно насладиться трапезой или просто понежиться на солнышке. Но владыки марийских лесов быстро поняли свою оплошность -- больше таких поблажек от комаров мы уже не получали.

Мы едем обратно, в Сосновку, уже по правильной дороге, показанной вчера Марийцем. Все его комментарии к дороге заключались в одном слове -- "прямо". При вопиющем игнорировании компаса и карты марийцы ориентируются в лесу как у себя на кухне. Завяжи ему глаза, отвези в самую глухую чащу, поверти вокруг себя полчаса и отпусти -- он с легкостью вернется обратно, при этом всегда идя "прямо".


...

...

оз. Морской Глаз

...

...
Из-за отсутствия брода и потраченного времени на ремонт мы едем на оз. Морской Глаз по трассе через Шарибоксад, заглядывая в попутные магазины. Останавливаемся на дневку на самом необычном и очень красивом (и к счастью пока малоизвестном) марийском озере. Искупавшись и поохотившись на местных гусей, заправившись сразу после Сотнура, спускаемся через Нуршари к Илети, доезжаем до моста у Красного Стекловара.


вид с возвышенности в Нуршари (сводная фотография)


стиральная доска
Поиски пути вдоль Илети были непродолжительны, вскоре мы нырнули на заросшую дорогу недалеко от моста, которая правда вскоре вышла на асфальт. После короткого асфальтового перегона обнаруживаем другую дорогу, на ней находим прекрасное место для проведения триала. Рядышком располагается по"трясающий" подъем типа "стиральная доска", по следам некой гусеничной техники. Такими окольными путями мы попадаем в Чодроял, затем в Новый Карамас, а затем спускаемся к броду через Ашит.
дуб за Новым Карамасом
 

...

у брода через Ашит

...


в поисках кордона Пильный
Тут надо отметить, что сначала мы думали, что это брод через Илеть. Ну и что, что речка узковата? По карте все неплохо сходилось, и вот мы уже выехали к "Шумляну", оказавшимся на деле Малым Битаманом. Впрочем нас это ничуть не смутило, мы смело следуя нашему девизу уходим на север к Гари. Чуток промахиваемся и попадаем на пасеку. Пасечник заявил, что через пасеку дороги в этом году нет, там и тракторы не ездят, а если мы так сильно хотим по ней поехать, то нам придется сначала вытащить засевший там трактор. Если бы не клонившийся к закату день и не полусонное состояние, мы несомненно поехали бы вытаскивать трактор... Но у нас сегодня другая цель -- кордон Пильный, точнее тамошний брод. Возвращаемся на дорогу, проезжаем Гари и выскакиваем на большак. Начинаются поиски кордона. То и дело тыкаемся налево, но безуспешно. То ли монотонность и безуспешность поисков, то ли последние бессонные ночи сыграли свою роль, так или иначе водитель красной кобылы (ваш покорный слуга) решает вдруг заснуть. За рулем.

Спал он совсем недолго. Правда этого мгновения хватило УАЗке, чтобы почувствовать ослабшие вожжи, запрыгнуть на невидимые рельсы, и с гиканьем и улюлюканьем понестись в кювет вставать на уши. Ни малейшей реакции на поворот руля УАЗка не проявил. Спасло положение только отпускание всех педалей, и нажимание обеими ногами самой главной, средней. Заглохнув, УАЗка таки успел зацепиться левой стороной за край обочины, и, в расстроенных чувствах, повис на краю. Всем своим видом он показывал, что его песне наступили на горло. Штурман отделался легким испугом и легким ушибом. Пилота кажется все это вообще нисколько не волновало, обыденно посмотрев как, куда и откуда лучше выдергивать взбрыкнувшего коня, он, зевая, опять уселся за руль. К счастью, больше заснуть ему не удалось, несмотря на все старания.


...

неудавшиеся "уши"

...
Уточнив у встречного УАЗа дорогу на кордон и удостоверившись в правильности нашего направления движения, через десять минут мы подъехали к искомому броду. Брод был не очень глубокий, если придерживаться правильной траектории, и глубокий в противном случае. Поскольку Нивка в этом броде уже пробовала "противный случай" годом раньше, на этот раз попробовали поехать по науке. Ничего непредвиденного не случилось. Проехали, глазом не моргнули. Даже скучно. С другой стороны, может и к лучшему, солнце уже садится, да и покушать не помешает. Встаем на ночевку за бродом. Хотя количество здешних комаров находилось в пределах допустимого, они уже спокойно летали выше пары метров, что делало ранее спасительную крышу УАЗки абсолютно бесполезным нагромождением металла.


брод на кордоне Пильный

...

победный реванш

...

стоянка за бродом
Последний день Нивка шла на грани перегрева -- Женя грозится снять и перебрать двигатель, коробку, раздатку, мосты, и заодно промыть радиатор. Мы еле убеждаем его сделать только то, что заодно.

День третий

Юплань - Мари-Кужеры - Юрдур - Ерумбал - Стар.Мазиково - брод через Илеть - Фадейкино - к устью Ашита - доедет ли колесо до Казани-2 - Бол. Атня - Маярьян - по звездам - Курначи - Казань

Бесполезно описывать словами красоту Илети во время рассвета, лучше взглянуть на это собственными глазами.






мойка радиатора
Тем временем, только проснувшись, наши джиперши получили радиатор в зубы и инструкцию по его мытью. Женя с грозным видом несколько раз осматривал результаты их деятельности и периодически отправлял домывать. В принципе эти итерации могли продолжаться довольно долго, но поскольку все остальные гайки были вскоре закручены и процесс сборки уперся в сам радиатор, оный был признан годным к эксплуатации и торжественно водружен на место. Опять в путь!
процесс идет...


выросли цветы...
Попробовав поехать вдоль реки и поплутав по дорожкам между покосами, неизменно приводящим в тупики, мы возвращаемся на основную дорогу. Дальше перед нами как в калейдоскопе замелькали марийские деревни -- Юплань, Мари-Кужеры, Юрдур, Ерумбал, Стар.Мазиково. С ориентированием пока проблем не возникало, спрашивая и подвозя местных жителей мы только подтверждали собственные топографическо-географические расчеты. Так мы выехали к броду у Стар. Мазиково, который нам пришлось вскоре пересекать в обратном направлении, посколько по той стороне Илети дороги на Фадейкино не было.
старая мельница у Старого Мазиково

брод через Илеть у Стар.Мазиково, туда и обратно


с дровами у нас
проблем не было
Проехав Фадейкино мы остановились на дневку у Илети неподалеку от моста (данная местность почему-то сильно напоминала Казанку в районе парка Горького). Тут же был и наброшен дальнейший маршрут -- к пропущенному нами устью Ашита через Ислетайр - Гарь - Алан-Бексер; ехать выше к Лебедевке уже не оставалось времени.


вот такая она,
дорога на Ислетайр...
Свернули с асфальта и пошли на юг. Через несколько засадных луж Нивка вдруг чем-то достаточно сильно захрустела. По мере откручивания гаек под плотным натиском комаров нарисовалась невеселая картина -- мертвый ступичный подшипник. Что-то в этот раз нам неотвратимо везло на колеса. Начало смеркаться, и комары начали напирать. В ход пошли все средства, сначала "от комаров", потом и подручные -- здоровенный костер, опрыскивание жидкостью для промывки карбюраторов -- спасения не было. Уже весь ближайший сушняк, покрошенный бензопилой, горел в костре, а комариная плотность приблизилась к одному на кубический сантиметр. Крутить гайки в таких условиях было несколько проблематично. Но изворотливый ум и природная смекалка взяли свое -- под сенью двух опахал все было собрано в обратной последовательности и вынесен вердикт: про бездорожье забыть и ехать потихоньку по асфальту домой, сколько сможем. Хотя подшипник пока больше не хрустел, заклинить его могло в любой момент, и на этот случай желательно было быть как можно ближе к Казани. Под покровом надвигающейся ночи мы выдвинулись обратно.

нам неотвратимо везло на колеса

..под сенью опахал...

домой!

Как это и должно было произойти, в Большой Атне мы свернули не туда. То есть все вроде бы знали, что не туда, но никто этому не сопротивлялся, восприняв как данность. Асфальт быстро исчез и сменился широкой разбитой грунтовкой, по которой через поля мы к полуночи выехали к Марьяну (ну или по крайней мы так думали). Перекусив под чистым звездным небом на околице и в последний раз посмотрев в карту решаем двигаться на восток, благо асфальт по карте казался недалеким. То, что происходило в последующие два часа, не поддается описанию. Две сумашедших машины носились по лабиринту полей, пытаясь отыскать ту одну, единственную дорогу, которая отведет их прямо к трассе. По несколько раз возвращаясь на то же место, утыкаясь в обрывы и тупики, спаля жуткое количество бензина мы каким-то чудом все таки выбрались на щебенку, плавно перешедшую в асфальт. Был только неясен один момент -- восточнее ли мы уже Арска или еще западнее. Проехав несколько деревень, мы наткнулись на мальчика, который торжественно поведал нам, что это деревня Курначи, а до трассы тут совсем недалеко.

К трем утра были дома.

Эпилог (технический)

Поскольку вместо изначально планируемых 10 дней на все-про-все у нас осталось только 4, да и желающих побороться за свое бренное существование не особо набралось, мы поехали просто придерживаясь направления по попадавшимся на глаза (а иногда и имевшимся на карте) дорогам. По этим же причинам жесткое "трофи" естественным образом отошло на второй план -- сверхзадач не ставили, ехали в удовольствие, никуда не торопясь. Несомненно, на следующий год планируется повторить маршрут, и продолжить его дальше от Фадейкино.

Всего было пройдено 400 километров. Состав группы: Лариса - Евгений (Нива), Константин - Ирина (УАЗ). Связка Нивы и УАЗа на маршрутах подобной сложности зарекомендовала себя с положительной стороны. Несмотря на иногда отличающиеся способы передвижения и конструктивные различия, машины могут вытянуть друг друга ничего никому не сломав при условии осторожного обращения и незасаживания машин в болота метровой глубины.

назад