Отчёт организаторов

Понимая, что потом ничего писать не захочется, проснувшись, я решил по горячим следам на скорую руку набросать свои впечатления от прошедших соревнований, тем более что редко когда организаторы делятся своими удачами и неудачами, и участникам будет интересно взглянуть на прошедшие соревнования с другой стороны. Надеюсь что вскоре и участники поделятся своими впечатлениями, которые собственно имеют гораздо больше отношения к предмету соревнований. Итак..

Пятница вечер, сутки до ориентирования. После недели камасутры УАЗик наконец как-то поехал. В темноте на пронизывающем ветру пытаюсь водрузить рацию, вроде что-то получается, но проверять уже нет сил. К полуночи выясняется, что я остаюсь единственным "организатором", который сможет поехать завтра с утра в лагерь и устанавливать КП.

С утра машина естественно не завелась. Каменский едет заводить с лямки. Я пока пытаюсь провернуть двигатель кривым стартером, ничего не получается. Чередуя "прямой" и "кривой" стартеры удается провернуть двигатель, он все равно не заводится. Дергаем, масло в мостах и коробке очевидно имеет консистенцию бетона, в итоге через метров 200 наконец начинает крутиться задний мост, и еще через полкилометра машина заводится. Андрей уезжает, я тем временем прогрев двигатель пытаюсь хоть как-то выставить зажигание, чтобы на четвертой передаче можно было разгоняться а не тормозить. В итоге удается справиться не с разгоном, так хотя бы с торможением, и машина едет по прямой выше 60 км/ч. Еду за штурманом, кругом народ бросается под колеса, просит завести. По пути завожу нексию, пару девяток и Газель, водительница которой, видимо оценив наши серьезные намерения, презентует нам банку тушенки и 50 рублей. Задумываюсь о том, чтобы повесить прейскурант на лобовое стекло, и "бомбить". Дело движется к полудню, а мы еще не выехали из города. Заправляемся под завязку, забираем все нужное и ненужное барахло, в спешке разбиваем термос, безуспешно пытаемся найти газовую лампу, часто звонит телефон, приходится останавливаться отвечать. Наконец начинаем движение по направлению к району соревнований. Время уже 14:00. Это плохо. Это очень плохо. Это означает, что почти все КП придется ставить в темноте.

15:00. Прибыли в лагерь, убедились что дорога до лагеря проходима, и оставив следы уезжаем ставить КП. Первый ставим в четвертом часу, уже смеркается. Ещё через пару КП начинается наше ночное ориентирование. Но есть и хорошая сторона. Дороги, за которые я больше всего переживал, находятся практически в прекрасном состоянии - почти все лужи вымерзли, достаточно ровно, местами можно разгоняться больше 40 км/ч. Ветерок стихает, над головой вырисовывается звездное небо, и становится понятно, что погода тоже за нас, если не принимать во внимание низкую температуру. Но мы её пока не замечаем, приходится много бегать и работать рулем. Батарейки в фонарике на морозе теряют ёмкость на глазах, и при возвращении назад от КП фонарь уже практически бесполезен.

17:30. Через час надо встречать первых участников, и становится ясно, что мы не успеваем выставить все КП к этому времени. Решаем выставить юго-западный район, потом вернуться и встретить участников, и потом вернуться обратно выставлять северо-западные КП. Двигаясь по новой дороге с удивлением обнаруживаем кучи песка поперек дороги. Две недели назад их не было, строители видимо на зиму решили загородить проезд. Вокруг первой кучи есть объезд, вторую кто-то переехал до нас, судя по следам на чем-то тракторообразном. Объезда нет. Таким образом в ориентировании невольно появились элементы триала.

Лирическое отступление. В начале, два месяца назад, планировалось обычное ориентирование по карте. И все вроде было нам на руку, опорные дороги образовывали кольцо, а много проходимых просек и перекрестков вселяли надежду на веселое времяпровождение. За две недели до соревнований мы обнаружили в усмерть убитые дороги и закрытый железнодорожный переезд разорвавший кольцо - схему КП пришлось почти полностью переиграть. Затем, после трех дней безуспешных попыток привязать данные GPS к карте, схема КП переигралась еще раз и стала совсем простой, поэтому было решено явно не отмечать несколько КП на карте, а сделать парочку "районов КП", чтобы хоть как-то усложнить задачу. Погода тоже не подкачала. Именно в эти два дня, выбранных за два месяца заранее, намечалось резкое похолодание, до -30 ночью. Вообщем, в итоге получилось экстремальное нетрадиционное ночное ориентирование с элементами триала. Некоторые даже нашли место для трофи на замёрзших болотах.

Тем временем мы, изобразив из себя бульдозер, немного сравниваем замерзшую песчаную кучу и перепрыгиваем ее. Через километр натыкаемся на следующую. Ее еще никто не переезжал, следов нет. Раскатав подъемчик, аккуратно переваливаем и через нее. Дальше все кучи были уже переезжены и интереса не представляли. Ставим пару КП, времени все меньше, решаю срезать до следующих КП по короткой дороге вдоль ЛЭП, и в 18:20 мы уходим под лед в одной из луж.

18:30. Сидим на мостах. По графику нам надо быть километрах в 15-ти отсюда у поворота на Ильинку, встречать первых участников. Звоню Максиму, они уже там собрались, и даже куда-то направляются. Вкрадываются сомнения о правильности направления их движения, судя по фразе "мы едем по какому-то полю". Тут сигнал пропадает. Сигнал появляется опять, говорим, чтоб нас не ждали, и искали лагерь сами по следам, просим прислать какой-нибудь УАЗик к нам на помощь, наконец примерно удается объяснить где мы находимся.

Тем временем достаю хайджек, Антон (штурман) ищет бревна. Любимая поговорка - "если придётся достать джек, значит не зря съездили". В этот раз съездили точно не зря. Сидим по пороги в луже, на таком морозе вода схватывается мгновенно, и машина начинает обрастать льдом. Снимаем с мостов зад, попытка выехать ничего не дает, машина не двигается. Поднимая перед, проваливаюсь по колено в лужу. Поднимаю левую сторону, подкладываем бревна, при опускании хайджек срывает, он начинает щелкать и бъет по руке - искры из глаз... Опять джек, топор, бревна, ветки, вниз-вверх, вниз-вверх. Говорят, физические упражнения на свежем воздухе очень полезны, ну по крайней мере нам совсем не холодно. Снимаем с мостов перед, удается немного сдвинуться, постепенно раскачиваю машину, появляется уже полметра хода, метр, до въезда в лужу еще метров 10. Тут приезжает Каменский, и окончательно вытаскивает нашего красного мастодонта. На часах 19:30.

В спешке ставим оставшиеся КП, как потом оказалось с одним мы промахнулись почти на километр. По пути выясняется, что тормоза исчезли как класс, водительская дверь не закрывается, а руль вправо поворачивается только на оборот. Разворачиваться становится мучительно неудобно. С дверью разобрались - намерзло много льда, наскоро скололи. С остальным разбираться некогда, да и понятно, что это все из-за часа водных процедур на морозе, поскольку рулевая тяга на первый взгляд вполне цела. Мчим обратно, предметы в машине начинают приходить в состояние невесомости.

21:00. Выехали на новою дорогу, едем в лагерь настолько бысто, насколько позволяют тормоза. Опять кучи песка. С обратной стороны въезд на них круче. Уже не до любезностей, пру напролом, машина садится на порог, откатываюсь, еще раз вверх, опять на порог, скрежет, опасаюсь за баки. Опять назад, штурмую чуть правее, наконец переваливаюсь на ту сторону, и УАЗка страшно козля ухает вниз. Дверь и порог помяты, вещи в машине напоминают винегрет. Зато горка после нас стала заметно ровнее, остальным будет легче ;). Приезжаем в лагерь, но там никого, и никаких следов кроме наших. Опасения подтвердились. Звоню, пытаюсь выяснить где же участники, становится понятно, что они где-то совсем не там. Ищем, видим зарево костра, движемся по азимуту, но упираемся в стену карьера. В небо взмывают петарды. Всё, нашлись. Как обычно, ориентирование началось еще до старта соревнований. Быстро тушим костер и уезжаем в нормальный лагерь.

22:20. Разводим костер, организационное собрание, быстро объясняю что и как, раздаю карты, наклейки и номера, бумажная работа. Забываю предупредить о песочных завалах. 10 участников, раздельный старт с промежутком в 5 минут, экипажам на старте отвечаю на вопросы по карте. Вопросы задают очень разные, начиная с "где на карте север".. Ну, значит будет нескучно. Все, последняя машина скрывается в ночи, лезу отогреваться и переодеваться, и потихоньку разгребать кашу из вещей. 24:00.

02:00. Тишина, только урчит на холостом двигатель, и скрипят от мороза деревья. Штурман спит в машине. Лежу у костра, смотрю в небо, вспоминаю Ломоносова... Ждём-с...

03:00. Прибывает экипаж 3, машина вся покрыта инеем. У ребят заклинило вентилятор печки. Нашли один КП, упилили куда-то в Зеленодольск и уже по трассе вернулись назад в условиях нулевой видимости через стекла. Делятся впечатлениями, отогреваются у костра и у меня в машине. Пилот (Алексей) садится греться на водительское сиденье и засыпает уткнувшись головой в руль. Первые претенденты на номинацию "за волю к победе". Отогревшись ребята разжигают в машине примус и перебираются к себе. Все прибывавшие экипажи с удивлением заглядывали вовнутрь заиндевелой нивы и интересовались, не горит ли она :-)

4:00. Начинают возвращаться экипажи. Кто-то нашел много, кто-то мало. Постепенно вырисовывается обычная картина для ориентирования - штурман решает почти все. Прибывает экипаж 12, собрали все КП за 5 часов. Молодцы.

6:00. Прибывает последний экипаж. Никто не потерялся, что очень радует. В итоге из 10-ти стартовавших вернулись 9. У экипажа 13 (догадайтесь у кого?) карбюратор отказался карбюрить, и он вынужден медленно и плавно вернуться в город.

7:00. Подведение итогов и награждение, к которому пришлось будить половину участников, затем уезжаем домой. Мы уезжаем последними вместе с 3-м экипажем, решив по очереди вести замерзающую ниву, отогреваясь у меня. К 10:00 мы дома.

Оргкомитет в виде меня выражает огромную благодарность Каменскому Андрею и Торопову Евгению за самоотверженную помощь по приведению УАЗа в чувство за день до соревнований. Без вас бы ничего не состоялось.

Тот же оргкомитет выражает благодарность всем участникам, и просит прощения за суматоху на старте и накладки с КП. Увы, не получается быть одновременно в несколько местах.. Кроме того, карта сомнительной давности полна неожиданностей - чего стоят только просеки с одинаковыми столбами с разницей в несколько сот метров. Впрочем, чем сложнее, тем интереснее, не так ли? :-)