Замена задних барабанных тормозов на дисковые для Toyota Hilux 1984 г.

 

Мансуров Д.Е.

г. Казань

 

 

Не секрет, что барабанные тормоза при езде по бездорожью намокают, забиваются грязью и, как следствие, работают неэффективно. Кроме того, происходит быстрый износ колодок (в случае хорошей грязи – полностью изнашиваются за 2-3 поездки). После каждых серьезных выездов в грязь требуется регулировка колодок и очистка полости барабана от грязи, к тому же, внутри барабана присутствует обилие мелких частей (тросиков, пружинок, винтиков), которые корродируют и, в конечном итоге, выходят из строя.

Все это обуславливает необходимость замены барабанов на дисковые тормоза. В этом случае мы получаем дешевизну и простоту замены колодок, отсутствие необходимости регулировки колодок и, самое главное, стабильность работы тормозных механизмов вне зависимости от внешних условий.

 

В результате долгого изучения материальной части и доступных запчастей, выбор был остановлен на суппортах ваз 2112 под R14 и тормозных дисках от Toyota 4-runner. Hомер по каталогу J3302130 (Nipparts) или 09.7226.10 (brembo). К слову, в каталоге brembo есть подробные чертежи дисков с размерами, что сильно помогло в разработке конструкции.

 

Основные узлы и детали:

 

2 тормозных диска от Toyota 4-runner (код J3302130)

2 суппорта ВАЗ2112 под R14 в сборе с кронштейном, тормозным шлангом и болтами крепления

переходники на тормозные трубки

2 центрирующие втулки (см ниже рис.2)

кронштейн крепления суппорта к чулку моста (см п.3)

8 крепких болтов М10*1 (типа карданных, по-моему крепления чашки Газель около 50 мм длиной)

2 грязезащитных щитка Газель – Волга

 

Прикидочная  компоновка деталей, используя размер расстояния от плоскости фланца полуоси до тормозного щита (68 мм) можно ориентироваться в случае других модификаций мостов.

 

 

Перед началом монтажа надо заказать токарю некоторые детали и произвести предварительные операции.

 

1.      обрезать тормозной диск в соответствии с чертежом:

 

Рис. 1.

 

2.      Выточить 2 центрирующие втулки на фланец полуоси (диаметр выступающей части полуоси, куда одевался барабан меньше диаметра отверстия в тормозном диске под ступицу):

 

Рис. 2.

 

3.      Выточить из листа стали (ст.3) 2 заготовки для кронштейна суппорта:

 

Рис. 3.

 

4.      Обрезать заготовку кронштейна суппорта:

 

Рис. 4.

 

Рис. 5.

 

5.      Подрезать по диаметру фланец полуоси до размера порядка 172 мм и снять фаску.  Это где-то 2,6 мм по радиусу ((177,3-172)/2). Правильнее, конечно, вытащить полуось и отдать токарю. Я просто вывесил колесо, включил 5 передачу и болгаркой резал, пока диск не налез. Металл твердый, абразивных дисков ушло несколько штук :-).

 

6.      Вытащить полуось, снять стопорное кольцо, сбить тормозной щит с полуоси,  отделить корпус подшипника полуоси от тормозного щита. Можно полуось не отделять от корпуса подшипника, но тогда придется надрезать грязезащитный щиток и повозиться с подгонкой щитка под корпус подшипника (как на рис. 7).  Далее надеваем кронштейн на чулок моста, и по месту сверлим отверстия в кронштейне для крепления к фланцу чулка

 

Рис. 6.

 

7.      Надеть грязезащитный щиток Газель-Волга на корпус подшипника полуоси. Щиток ставить необходимо во избежание сильного износа тормозных колодок, т.к. задние тормоза работают в сильно неблагоприятных грязевых условиях.  Диаметр отверстия  щитка несколько меньше, поэтому я его просто равномерно подогнул по окружности и забил молотком через проставку. Затем просверлил 4 отверстия в щитке по отверстиям в корпусе подшипника полуоси и собрал обратно как было в корпус подшипника полуось.

 

            Рис. 7.

 

8.      Одеть на выступающую часть фланца полуоси (бывшее посадочное место барабана) ранее выточенную втулку (рис.2) и подварить ее в паре мест к фланцу полуоси (см  рис 7.).

 

9.      Зафиксировать 4 крепкими болтами М10*1 пакет: кронштейн-фланец чулка моста-корпус подшипника полуоси-грязезащитный щиток. Прикрутить тормозной суппорт и все подсобрать, не одевая колесо

 

Рис. 8.

 

10.  Смотрим – не задевает ли где тормозной диск. Все-таки все машины разные и может быть понадобится дополнительная подгонка.

 

 

Результаты:

 

Рис. 9.

 

Вопреки опасениям, объема родного ГТЦ (диаметр цилиндра 20,6 мм) хватает для работы новой тормозной системы.

 

Так как регулятор тормозных усилий в машине отсутствовал, для предотвращения ранней блокировки задних колес, пришлось установить под капотом регулятор, сделанный из «колдуна» вазовской классики типа этого:

 

Рис. 10.

 

Регулятор установил на крыле около ГТЦ и соединил с задним контуром тормозным шлангом от ВАЗа-классики через переходники. Металлическую трубку в данном случае использовать нельзя, т.к. крыло и ГТЦ имеют некоторую свободу движения друг относительно друга и трубку сломает.

 

Рис. 11.

 

Ручник пришлось упразднить. Я им и раньше не пользовался :-) В случае надобности, в продаже есть гидравлические ручники, можно поставить.

 

В заключение хочу заранее извиниться за возможные неточности – некоторые размеры записывались после подгонки, мог что-нибудь напутать. Творческий процесс, однако :-)